Статьи

Новый империализм. Теории «ограниченного суверенитета» и «мирового правительства» в американской политической доктрине

В ходе праймериз, прошедших в Соединенных Штатах в феврале-марте 2008 г., один из кандидатов на должность Президента США сенатор-республиканец Д. Маккейн заявил о необходимости возвращения к идее единого мирового порядка. Было предложено возродить «демократическую коалицию Запада времен «холодной» войны» с главенствующей ролью Соединенных Штатов – борца за свободу во всемирном масштабе.

Выборы как механизм захвата политической власти и реализации иностранной внешней политики

Конец 20 века ознаменовался ликвидацией двухполюсной глобальной системы. Доминирующее экономическое, военно-политическое и идеологическое положение в мире стали занимать Соединенные Штаты Америки. Укрепление американских позиций в мировом сообществе было связано с проведением силовых акций «гуманитарной интервенции», использованием стратегии односторонних действий и ущемлением в ряде случаев национальных интересов Российской Федерации в прилегающих к ее территории регионах.

Революции не будет (правовые аспекты легитимации выборов Президента Кыргызстана)

Для целей настоящей статьи авторы используют понятие «легитимация выборов» (лат. legitimatio – узаконение) как признание статуса данных выборов соответствующих международным избирательным стандартам, общепринятым принципам и нормам, международным обязательствам государства. В отличие от понятия «легализация» (лат. legalis – законный, юридический), требующего определенного процесса придания законного характера какому-либо факту (что уполномочен осуществлять на внутригосударственных выборах только национальный орган), «легитимация» основывается лишь на подтверждении законности какого-либо института, хотя обычно и употребляется при подтверждении права (правосубъектности)

Правовые особенности проведения повторного голосования по выборам Президента Украины: заметки международного наблюдателя

Выборы Президента Украины назывались экспертами важнейшим политическим событием 2004 года еще до их проведения. После окончания более чем полугодовой избирательной кампании с трехтуровым голосованием нельзя не констатировать, что они стали беспрецедентным событием в истории выборов не только для Украины, но для большинства стран мира. Наибольший интерес с юридической точки зрения, безусловно, представляют решения, принятые высшими органами власти страны после повторного голосования 21 ноября 2004 года, и проблемы, связанные с их реализацией. Не затрагивая политические аспекты результатов выборов, попробуем проанализировать правовые особенности проведения их «третьего тура».

Теоретические основы нормативного правового регулирования организации и проведения выборов в Российской Федерации.

В системе современного народовластия Российской Федерации важное место занимает политико-правовой институт выборов. Это обусловлено многофункциональным характером данного демократического института, позволяющего рассматривать выборы в качестве одной из основ конституционного строя России; в качестве высшей формы осуществления непосредственного народовластия; в качестве формы реализации конституционного права российских граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; и, наконец, в качестве формы реализации конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Лишение избирательного права в зарубежных странах

История демократического развития выборов в зарубежных странах на протяжении нескольких последних веков представляет собой расширение всеобщности избирательного права и увеличение электората большинства государств. Эта тенденция проявилась в предоставлении избирательного права женщинам, чернокожему населению, снижении возрастного ценза, отмене имущественного и образовательного цензов, ликвидации плюрального вотума. Вместе с тем нормативные правовые акты, регулирующие избирательный процесс в зарубежных странах, на сегодняшний день продолжают сохранять положения, ограничивающие субъективное избирательное право отдельных категорий граждан, а в ряде случаев – устанавливают возможность лишения избирательного права.