Статьи

Место прокурорского надзора в обеспечении избирательного законодательства

В настоящее время серьезную озабоченность вызывает рост правонарушений в процессе организации и проведения выборов. Отдельные из них представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации и требуют принятия адекватных мер реагирования со стороны правоохранительных органов. Наглядным примером могут служить выборы Главы Карачаево–Черкесской Республики в 1999 году. Только в период избирательной кампании было возбуждено 24 уголовных дела, из них 18 – по ст. 205 УК РФ о терроризме. В то же время число поступивших на рассмотрение в районные суды Российской Федерации дел о правонарушениях в сфере избирательных прав возросло в 1999 году в 5 раз по сравнению с предыдущим годом1. В этих условиях наиболее эффективную деятельность по защите политических прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, а также по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в период выборов осуществляют в пределах своих полномочий органы прокуратуры.

Развитие законодательного обеспечения избирательного процесса в интересах защиты конституционного строя

Несмотря на совершенствование демократических институтов Российской Федерации и модернизацию нормативной правовой основы, связанной с выборами, в законодательстве, регулирующем организацию и проведение выборов в Российской Федерации, на сегодняшний день не полностью ликвидированы пробелы и коллизии. Они продолжают оказывать негативное воздействие на избирательный процесс и защищенность конституционного строя. В связи с этим требуется развитие правового обеспечения избирательного процесса в интересах защиты конституционного строя России, которое предполагает обновление нормативно-правового материала в соответствии с возрастающими потребностями в защите конституционного строя и возможностями правоприменительной практики.

Правовые вопросы обеспечения безопасности Союзного государства в ходе выборов наднациональных государственных органов

В последние годы одним из приоритетов внешней политики Российской Федерации стало сотрудничество и тесное взаимодействие с Республикой Беларусь в политической, геостратегической, экономической, гуманитарной, оборонной и других областях на основе особых взаимных интересов. Важной составляющей поступательного политического объединения государств – участников Союзного государства явилось создание наднациональных государственных органов.

Борьба с отмыванием денежных средств в ходе выборов: проблема и возможные пути ее разрешения

Неуклонное возрастание стоимости избирательных кампаний, поиск и апробирование новых выборных технологий, острота конкуренции различных политических сил, участвующих в выборах, приводят их к необходимости использования собственных источников финансирования и выработке самостоятельной тактики расходования полученных средств. В этой связи отдельные кандидаты и политические партии добровольно или вынужденно прибегают к помощи преступных групп, подконтрольных им коммерческих структур и отмывают в ходе выборов незаконно полученные денежные средства. Об актуальности данной проблемы свидетельствует и Послание Президента России В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором отмечается, что «рынок предвыборных технологий в значительной степени является сегодня одним из секторов теневой экономики»

О проблемах почтового голосования на выборах в зарубежных странах

Развитие представительных демократических институтов, расширение доступа граждан к участию в выборах, необходимость повышения политической активности избирателей стали причинами появления в зарубежных странах почтового голосования на выборах государственных и муниципальных органов власти. Почтовое голосование имеет особенности в различных государствах, которые позволяют вести речь о его видах.

О коррупциогенных факторах избирательного законодательства

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути развития России. Глава государства подчеркнул, что борьба с коррупцией «должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла» . Потребности совершенствования законодательства в контексте противодействия коррупции существуют в большинстве отраслей. Не является исключением и избирательное законодательство. Законодательные акты о выборах, как и другие нормативные регуляторы российской правовой системы, нуждаются в коррупциогенной экспертизе, что обусловливает актуальность изучения коррупциогенных факторов избирательного законодательства.