«ВТОРЖЕНИЕ»: Вмешательство США в выборы в Российской Федерации в ходе президентских кампаний 1996-2018 гг.

Доклад  доктора политических наук, профессора факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, члена Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации Андрея Викторовича Манойло

ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ВЫБОРЫ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

США имеют широкую сеть государственных и негосударственных акторов, влияющих на политические процессы в других странах, действующих исходя как из зафиксированных в государственных документах «интересов национальной безопасности», так из лоббистских интересов отдельных финансово-промышленных групп.

С начала 90-х годов Россия не рассматривалась стратегическими документами США как независимый политический игрок. Участие американских правительственных и политических акторов во внутренней политике России прослеживалось вполне отчетливо и в организации выборов, и в организации референдума по Конституции, и в иных политических процессах. Национальные и бизнес-интересы США привели, в частности к прямому вовлечению американских специалистов в выборы 1996 года, когда были впервые опробован ряд методов манипуляции общественными страхами и управления толпой,
которые сыграли значительную роль.

Начиная с период первого срока президентства В.В.Путина, когда Россия начинает обозначаться в качестве независимого игрока на международной арене, претендующего на суверенитет во внутриполитических вопросах, официальные круги США воспринимают это как угрозу собственной гегемонии в мире. Информационное и экономическое воздействие на Россию на внешнем и внутреннем уровнях становится значимой задачей для США в области обеспечения собственного глобального лидерства и стратегического военного доминирования.

Действующая Стратегия Национальной безопасности США, принятая в конце 2017 г., напрямую объявляет Россию и Китай одними из наиболее опасных контрагентов США на международной арене, ставя нашу страну фактически в один ряд с международными террористическими организациями и «странами-изгоями» (Ираном, Северной Кореей).

В ходе пяти выборов Президента в новейшей истории России были апробированы различные методы воздействия.

В ходе президентской предвыборной кампании в России в2000 г. удалось опробовать новые Интернет-инструменты.

Принятие ряда законов о лоббизме и ограничении непосредственного доступа иностранных агентов к информационному пространству России подтолкнуло необходимости проведения информационной войны непосредственно на международном уровне.  Именно 2004 г. следует считать точкой отсчёта «демонизации» образа России и Президента Путина в мировых информационных ресурсах США.

Кампания 2008 года привнесла новые акценты – ставка была сделана не на дискредитацию конкретного кандидата на пост Президента России, а на подрыв доверия к самой системе демократического волеизъявления граждан.

В 2009-2012 гг. американское правительство потратило на развитие собственных информационных и организационных ресурсов в России свыше 200 млн долларов. Концу 2011 г. американским агентам политического влияния удалось сформировать в России целую информационно-коммуникативную инфраструктуру, включавшую финансовые, кадровые, организационные и информационные ресурсы.

2011-2012 годы стали своеобразной «точкой сборки» технологий управления толпой, вовлечения деполитизированной молодежи, методов «цветных революций», ресурсных возможностей внутри страны, практики дискредитации избирательного процесса. Однако исторический шанс реализован не был и переворот в России не удался.

С тех пор администрацией США был пересмотрен и дополнен методологический арсенал информационных войн.

С приближением очередного «исторического шанса» - выборов Президента России 2018 года давление на Россию и вмешательство во внутриполитические процессы начинает нарастать.

Подробнее об опыте и рисках такого вмешательства читайте далее в докладе «ВТОРЖЕНИЕ»: Вмешательство США в выборы в Российской Федерации в ходе президентских кампаний 1996-2018 гг..»