Президент обсудил с главой Центральной избирательной комиссии итоги избирательной кампании
О работе избирательной системы России, а также итогах сентябрьских дней голосования Владимир Путин говорил с главой ЦИК Эллой Памфиловой. Сам процесс стал более доступным за счет онлайн-технологий. А о степени открытости говорит то, что более половины кандидатов — новые лица в политике.
Об этой встрече Владимир Путин и глава ЦИК Элла Памфилова договорились еще осенью, на следующий день после выборов, когда в режиме видеоконференции подводили первые итоги голосования.
— Э.Памфилова: На этих выборах была очень высокая, не просто высокая – реальная конкуренция. Партий было не менее, чем в 2016 году, 14, а на региональных выборах вообще 16 партий получили мандаты, и Вы знаете, отказов было в три раза меньше: если в 2016 году было 1189 отказов, то в этом году – всего 372. В три раза меньше ‒ это в пух и прах разбивает все спекуляции, которые были по поводу того, что вроде бы там отказывали. Минимальный уровень отказов.
Отдельно обсудили и участие в выборах иностранных агентов — это статус, который, согласно законодательству Российской Федерации, получают физические лица, некоммерческие организации или же средства массовой информации в том случае, если они получают иностранное финансирование.
— Э.Памфилова: Сейчас на слуху тема иностранных агентов, я хотела бы сказать, что на этих выборах вообще никто из них не был поражен в правах. В том числе у нас был кандидат один на федеральном уровне, который выполняет функции иностранного агента или аффилирован с организацией, в регионах шесть человек участвовали наряду со всеми остальными. Точно так же наблюдатели и СМИ, которые тоже выполняют функции иностранных агентов, на равных условиях со всеми остальными принимали участие – и наблюдали, и освещали – в соответствии со всеми законами, которые действуют, – так же, как и все остальные.
— В.Путин: Я знаю Вашу позицию, которая заключается в том, чтобы внимательно посмотреть, проанализировать практику применения этого закона, внести там определенные коррективы. Я знаю об этом.
— Э.Памфилова: Да, Вы правы. Там надо его упорядочить, чтобы он был более эффективный и точечный, целенаправленный, адресный.
— В.Путин: Чтобы отвечал тем целям, ради которых он принят.
— Э.Памфилова: Да, и не ударял незаслуженно по тем, кто не заслуживает.
— В.Путин: Не нарушал права граждан.
— Э.Памфилова: Да.
Уровень открытости прошедшего голосования подтверждает и тот факт, что на всех уровнях выборов пришло около половины новых кандидатов, не занимавших ранее подобные должности. А по количеству полученных мандатов на втором месте после «Единой России — самовыдвиженцы.
Крайне позитивно оценила Элла Памфилова и практику голосования в течение трех дней, а не одного, как раньше.
— Э.Памфилова: Трехдневное голосование в нынешних условиях пандемии себя не только полностью оправдало, но и еще более укрепило себя во мнении избирателей. По всем соцопросам, люди, которые пришли, проголосовали, оценили безопасность и удобство, поддерживают эту форму голосования.
— В.Путин: Но возросла нагрузка все-таки на избирательные комиссии.
— Э.Памфилова: Это есть, это отдельная тема. Я подготовлю отдельно наши предложения, что с этим делать. Но мы себе усложнили работу, а избиратели от этого выиграли, им стало проще.
За прошедшими выборами следили почти полмиллиона наблюдателей, причем сделать это можно было и лично на участке, и с помощью видеотрансляции. Для того чтобы избежать хакерских атак, всевозможных фейков и утечки личных данных избирателей, трансляцию не выкладывали в глобальную сеть, а разместили на отдельном портале, к которому был доступ у всех участников избирательного процесса: и у партий, и у одномандатников, и наблюдателей, и у избирателей. Последние могли следить за выборами в специальных центрах общественного наблюдения, которые располагались в каждом регионе.
— Э.Памфилова: У нас было выдано свыше 120 тысяч аккаунтов. По итогам мы проанализировали, некоторые критиковали и говорили, что недоступно, закрыто, – это неправда: аккаунтов было выдано гораздо больше, чем было востребовано. То есть все, кто хотели, имели такую возможность. Что дает эта система, которую мы предложили. Во-первых, там есть перемотка, можно тут же отследить – фиксированная оценка, профессиональное наблюдение. Второе, очень важное: [система] защищает от одномоментного неправомерного массового скачивания, что может «выбить» систему.
Элла Памфилова выразила отдельную благодарность президенту за поддержку внедрения комплексов обработки избирательных бюллетеней. Уже в следующем году их количество увеличится почти в два раза.