Международный круглый стол на тему «Референдумы в государствах — участниках МПА СНГ: правовое регулирование и международное наблюдение»
Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики провели 30 марта 2021 года Международный круглый стол на тему «Референдумы в государствах — участниках МПА СНГ: правовое регулирование и международное наблюдение».
Открывая заседание, директор Международного института мониторинга развития демократии Иван Мушкет подчеркнул, что референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, и отметил, что в рамках круглого стола будут рассмотрены такие важные аспекты как правовое регулирование всенародного голосования и международное наблюдение на референдумах.
С приветственным словом в адрес участников круглого стола выступил Генеральный секретарь — руководитель Секретариата Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. «В связи со значением института референдума для развития и функционирования государства и общества, правовое регулирование его подготовки и проведения приобретает первостепенное значение», — отметил он.
«Межпарламентская Ассамблея СНГ активно участвует в международном наблюдении за референдумами, уделяя большое внимание соблюдению принципов уважения национального суверенитета, открытости, профессионализма и оказания действенной помощи. С момента начала наблюдения Ассамблея приняла участие в мониторинге проведения 12 кампаний референдумов», — сказал Дмитрий Кобицкий.
Полномочный представитель Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в Межпарламентской Ассамблее СНГ Нурбек Сатвалдиев в своем приветственном слове обратил внимание участников круглого стола на богатый опыт Кыргызской Республики в проведении референдумов.
«Восемь раз наши граждане принимали решения по важнейшим вопросам жизни народа», — подчеркнул он и также признал большое значение международного мониторинга: «Участие наблюдателей важно для обеспечения доверия граждан к результатам голосования».
Эту идею развил Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области Михаил Лебединский. «Участие международных наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов становится одним из важнейших условий обеспечения открытости, гласности избирательного процесса, реализации избирательных прав и свобод всех участников выборов, поступательного демократического развития. Международное наблюдение является своеобразным инструментом дополнительной легитимизации, повышения доверия к институту выборов и референдумов», — сказал он и обратил внимание, на то, что «приглашение наблюдателей — это своеобразный жест доброй воли, которым организаторы желают продемонстрировать открытость и прозрачность процесса, а также готовность к диалогу и критическим оценкам».
Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Нуржан Шайлдабекова детально рассказала о принципах и механизмах правового регулирования и организационного обеспечения проведения референдума в Кыргызской Республике. Она привела итоги конституционного референдума 2016 года, осветила основные достижения национальной избирательной системы и проинформировала о деятельности агитационных групп, формировании избирательных фондов, основанном на принципе прозрачности, и других аспектах подготовки к референдуму.
В завершение своего выступления Нуржан Шайлдабекова поблагодарила Межпарламентскую Ассамблею СНГ за регулярное наблюдение за выборами и направляемые по его итогам рекомендации, которые, по ее словам, «позволяют Республике уверенно двигаться по пути совершенствования избирательных процессов».
Эксперт МИМРД МПА СНГ профессор Роман Ромашов в своем докладе «Референдум: форма непосредственного народовластия или опрос общественного мнения?» проанализировал определение референдума в правовых системах Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также модельное определение, выработанное Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Обратив внимание на определенную общность подходов («всюду отмечается, что референдум представляет собой всенародное голосование граждан»), эксперт подробно остановился на особенностях их национальной реализации. Он особо отметил закрепленную в Конституции Кыргызской Республики возможность народной инициативы по проведению референдума.
Полномочный представитель Милли Меджлиса Азербайджанской Республики в Межпарламентской Ассамблее СНГ Айдын Джафаров обратил внимание, что правовое толкование этой формы волеизъявления граждан представлено в модельном законе МПА СНГ «О национальных референдумах» 2012 года. «Принятое в нем определение более широко, и оно в большей степени применимо ко всем нашим странам, поскольку у каждой страны есть свои особенности», — объяснил Айдын Джафаров.
Эксперты МИМРД МПА СНГ: заведующий кафедрой конституционного права Таджикского национального университета Азиз Диноршоев и исполнительный директор Российского общественного института избирательного права Александр Игнатов — рассказали о национальных особенностях проведения референдумов в Республике Таджикистан и Российской Федерации.
Эксперт МИМРД МПА СНГ, научный сотрудник Билефельдского университета (Федеративная Республика Германия) Анатолий Бояшов выступил с докладом о международном наблюдении за референдумами на примере МПА СНГ, ОБСЕ и Африканского Союза. Проанализировав подходы этих организаций к мониторингу, эксперт отметил принципиальное отличие: из трех только Межпарламентская Ассамблея СНГ осуществляет наблюдение за референдумами, тогда как остальные ограничиваются выборами.
Анатолий Бояшов признал наличие «огромного потенциала в области развития методологии наблюдения за выборами» и призвал международные организации не замыкаться на собственном опыте, а обмениваться им.
В заключение участники заседания обсудили и приняли за основу проект итоговой Резолюции, в котором признали целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего порядок подготовки и проведения референдумов в плане обеспечения их открытости и доступности, а также создания действенной системы гарантий принятых на референдумах решений.