Особое мнение Борисова И.Б.

Особое мнение Борисова И.Б.

на Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «Рост радикализма в обществе как угроза правам человека»

 

http://president-sovet.ru/  

 

 

В порядке ст.24 Регламента Совета

 

 

Полностью соглашаясь с необходимостью организации и проведения комплекса мер, направленных на снижение радикализма в обществе, тем не менее, обращаю внимание на несоответствие (дисбаланс) факторов, указанных в Рекомендациях Совета и способствующих развитию радикализма, и предлагаемых Советом мер, перечисленных в Рекомендациях.

1.  Пункт 1 Рекомендаций, где указаны факторы, способствующие росту радикализма, говорит о недостатках в функционировании систем социализации и социальной интеграции, которые должны быть основаны на подлинно гражданском воспитании, укоренении в обществе нравственно оправданных представлений о добре и зле, о патриотизме, социальной справедливости, солидарности и демократии. Но в Рекомендациях нет конкретных предложений по устранению данного «первого» фактора, способствующего росту радикализма.

Считаю особенно важным развитие данного направления работы по социальной интеграции, гражданскому воспитанию, укоренению в обществе патриотизма.  Это направление должно быть основным в ряде мер по устранению причин радикализма, в том числе используя потенциал органов государственной и муниципальной власти и институтов гражданского общества, в целях воспитания граждан в духе патриотизма, обеспечения единства российского народа, формирования в обществе неприятия идеологии радикализма и экстремизма, использования насилия для достижения социальных и политических целей.

В Рекомендациях Совета вынесена за скобки оценка коммуникационным каналам распространения идей радикализма в нашем обществе и, как следствие, не даются соответствующие рекомендации. Несмотря на то, что на специальном заседании Совета 30 марта 2015 г. именно на это направление обращали внимание представитель Генеральной прокуратуры и некоторые выступившие члены СПЧ.   

2.                Нельзя согласиться с мнением, изложенным в пунктах 4 и 5 Рекомендаций, которое достаточно пространно указывает на проблемы политической конкуренции, несовершенство выборного законодательства и практики его применения и не увязывает эти доводы с проблемами радикализма. Отказ от прямых выборов президента США или подмена пропорциональной системы мажоритарной в угоду двум ведущим партиям Великобритании ни один эксперт не связывает с увеличением радикализма в этих двух ведущих державах мира.

3.                Нельзя согласиться с позицией, изложенной в пункте 10 Рекомендаций, так как Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 28.11.2014г. Пр-2753, является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей, где учтены предложения и опыт МВД России, Следственного комитета России и Генеральной прокуратуру России по совершенствования законодательства о противодействии экстремизму.

4.                К сожалению, предложения, перечисленные в Рекомендациях, носят не конкретный характер и не содержат конкретныхпредложений по снижению роста радикализма. Практические предложения члена СПЧ Брода А.С. (о постоянном мониторинге ситуации со стороны гражданского общества, проведения совместного заседания с Госсоветом, разработка региональных и муниципальных программ с участием институтов гражданского общества) не нашли даже слабого отражения в Рекомендациях Совета.

5.                В рекомендациях не отражены предложения и позиция Совета в рамках его работы в 2014 году над проектом «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», в которой особое место отводиться профилактической работе, реализации мер правового и информационного характера, проведению занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиальной дружбы, усилению роли общественных советов, использование потенциалов институтов гражданского общества в рамках противодействия распространению радикализма, как составной части экстремизма.

 

Член Совета                                                                                            И. Борисов