Неотвратимость указания. О судимости кандидата не дадут забыть ни ему, ни избирателям
В первом чтении проект был принят 13 декабря 2013 года. Запрет баллотироваться после снятия и погашения судимости предлагалось продлить на 10 лет, если речь идет о тяжком преступлении, и на 15 лет, если преступление особо тяжкое. Поправки ко второму чтению профильный думский комитет планирует обсудить 6 февраля. Как следует из поправок (есть у "Ъ"), сроки дополнительного ограничения права быть избранным остались прежними — 10 и 15 лет после погашения судимости. Для тяжких преступлений этот срок составляет 8 лет, для особо тяжких — 10 лет после отбытия наказания. То есть всего право быть избранными для граждан, совершивших тяжкое преступление, может быть ограничено 18 годами, а для совершивших особо тяжкое — 25 годами.
Напомним, что преступлениями небольшой и средней тяжести, согласно ст. 15 Уголовного кодекса (УК) РФ, считаются те, максимальный срок наказания за которые не превышает пять лет лишения свободы. Все остальные преступления рассматриваются как тяжкие и особо тяжкие. Если читать предложенные поправки "буквально", то длительное ограничение избирательного права затронет даже тех, кто был приговорен по тяжким и особо тяжким статьям к лишению свободы "условно", заявил "Ъ" адвокат Дмитрий Аграновский.
При этом в законопроекте, как заверял "Ъ" глава комитета Владимир Плигин, были доработаны другие формулировки. В частности, исчезло указание на то, что ограничение избирательного права — хоть и на ограниченный срок — будет применяться к "осужденным когда-либо" к лишению свободы. Как пояснил "Ъ" соавтор поправок, представитель Госдумы в Верховном суде и Генпрокуратуре Владимир Поневежский, ограничение пассивного избирательного права на дополнительные 10-15 лет будет действовать только в отношении тех кандидатов, у которых судимость не была снята или погашена до вступления закона в силу.
Кроме того, законопроект разрешает кандидату баллотироваться, если срок ограничения пассивного избирательного права истекает до дня голосования — пусть и во время избирательной кампании. Сопутствующие поправки вносятся и в другие законы, например, в п. 3 ст. 18 закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ". Там предлагается закрепить, что ограничения после погашения судимости распространяются в том числе на губернаторов, которые избираются не населением региона, а законодательным собранием из кандидатур, представленных президентом.
А согласно поправкам к п. 58 ст. 2 закона "Об основных гарантиях...", сведениями о судимости будет считаться информация не только о "неснятых и непогашенных", а о "когда-либо имевшихся" судимостях. То есть, независимо от срока давности преступления, информация о нем будет указываться в информационных материалах, в том числе подписных листах (если кандидат собирает подписи для самовыдвижения) и в избирательных бюллетенях.
"Снятие судимости влечет полное прекращение связанных с ней правовых последствий",— заявил "Ъ" зампред комитета по конституционному законодательству от ЛДПР Сергей Иванов. Поэтому указание на судимость, когда она уже погашена, он считает незаконным. Конституция (ст. 32), добавил депутат, четко оговаривает, что "не имеют права избирать и быть избранными" граждане, которые содержатся в "местах лишения свободы по приговору суда".
"Законодатели исходят из того, что такая информация в любом случае идет в минус",— пояснил "Ъ" политолог Константин Калачев. Однако "на постсоветском пространстве к судимым довольно лояльное отношение", считает он, и старая судимость может не помешать популярному политику, как, например, в случае с Евгением Ройзманом, который в сентябре 2013 года смог избраться в мэры Екатеринбурга.
Ранее судимые лица на выборных должностях. Действующие лица
Андрей Луговой с декабря 2007 года является депутатом Госдумы РФ от партии ЛДПР. 12 марта 2004 года он был осужден на год и два месяца тюремного заключения за пособничество в побеге из-под стражи экс-замдиректора "Аэрофлота" Николая Глушкова (ст. 313 УК РФ). Был освобожден в зале суда, так как отбыл срок в СИЗО.
Евгений Ройзман был депутатом Госдумы VI созыва (2003-2007 годы), а 8 сентября 2013 года выиграл выборы мэра Екатеринбурга. В 1981 году был осужден на три года условно за кражу, мошенничество и незаконное хранение оружия (ст. 144, 147 и 218 УК РСФСР).
Анатолий Быков с 1997 года неоднократно избирался депутатом заксобрания Красноярского края, последний раз — 4 декабря 2011 года. 19 июня 2002 года он был осужден на шесть с половиной лет условно по обвинению в организации покушения на убийство и незаконном хранении оружия (ст. 33, 30, 105, 222 УК РФ).
Энвиль Касимов с 1999 года избирался депутатом Госсовета Удмуртии. Входит во фракцию "Единой России", с октября 2012 года возглавляет комиссию по нацполитике, общественной безопасности, регламенту и организации работы. В мае 2008 года осужден за контрабанду валюты (ст. 188 УК РФ, декриминализована в 2011 году) и оштрафован на 100 тыс. руб.
Дмитрий Русских 13 марта 2011 года избран депутатом Кировского облсобрания по одномандатному округу. На выборах в Госдуму 2011 года входил в региональный список КПРФ. В 1990 году был осужден на один год и два месяца за незаконное лишение свободы (ст. 126 УК РСФСР).
Избиратели это заметят?
Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы, член Общественной палаты России:
— Эта информация интересна избирателям. Но если судимость погашена, то это неконституционно. В данном случае не государство решает, кто будет работать, а народ выбирает. Судимых за абсолютно безнравственные преступления вряд ли выберут. Но у нас очень часто бывают случайные преступления — ДТП, один раз в жизни взял взятку. Такие преступления особо опасными считать нельзя, поэтому предложение депутатов указывать погашенную судимость антиконституционно.
Георгий Гречко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:
— Заметят. Для меня обязательным условием будет информация, за что осужден. Если судимость по "болотному делу", то я свой голос отдам сразу, а вот за ДТП — вряд ли. У нас в последнее время правосудие стало каким-то левосудием и чем больше кошелек, тем мягче наказание. Поэтому в бюллетене я обязательно прочту, кто и за что был осужден.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ:
— Не надо экспериментировать с избирательным законодательством перед каждыми новыми выборами! Все эти эксперименты пишутся под одну партию — партию власти. Партии, которые выдвигают кандидата, за него полностью отвечают. Нужны дебаты, на которых вся биография будет озвучена. Если следовать этой логике, то в бюллетень надо вносить все зарегистрированные партии — их 77. Бюллетень будет длиной 2 м 70 см. Один Чуров сможет засунуть такой бюллетень в урну. Это дискредитация выборного процесса.
Игорь Лебедев, зампред Госдумы (ЛДПР):
— Избиратели достаточно внимательно изучают информацию по кандидатам, особенно когда это касается выборов по одномандатным округам, где идет борьба личностей. И чем полнее данные о кандидате — тем лучше. Все должно отражаться в анкете. Если кандидат скрыл судимость, то его нужно не снимать с выборов, а просто показать избирателям, что такой кандидат врет им уже на стадии избирательной кампании.
Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов России:
— Это чушь! Избиратели сами уже разобрались, за кого им голосовать. Судимость не пройдет незамеченной, поэтому говорить о ней в бюллетенях, да еще в день выборов, когда запрещена любая агитация, категорически нельзя. В 90-е у нас был разгул преступности, но ни у кого в мыслях не было говорить о судимости в избирательных бюллетенях. А кандидатов с судимостью никто и не избирал. Люди в состоянии отличить преступника.
Ольга Костина, председатель правления общественной организации "Сопротивление":
— Заметят. Это абсолютно адекватная современным реалиям мера. Много споров по поводу того, могут ли вообще люди, совершившие тяжкие преступления, быть допущены к общественной деятельности, тем более к деятельности, связанной с государственной работой. Пусть избиратель будет сам решать, готов ли он дать человеку второй шанс, совместимы ли совершенные ранее деяния кандидата с ретранслируемыми ему полномочиями или нет.
Газета "Коммерсантъ" №16 от 03.02.2014, стр. 1