Каждому чиновнику по KPI

Работу кремлевских и региональных чиновников будут оценивать одинаково. Для этого внутриполитический блок вводит единые KPI — ключевые показатели деятельности. Таким образом, ответственность за ситуацию в регионе будут одинаково нести как кремлевские чиновники, так и губернатор и вице-губернаторы. Как выяснило РБК, в целом миссия формируется так: стабильность государства, устойчивость развития и благополучие граждан. KPI разделили на две сферы — доверие и выборы. В первом случае будут учитывать шесть критериев, среди них показатель доверия к президенту и индекс поддержки губернатора. По выборам -- результат кандидата от власти, легитимность голосования и уровень явки.

Регионы часто пытались снять с себя ответственность за политику, которую ведет центр. Общие KPI должны устранить эту практику, считает политолог Дмитрий Абзалов: «Наконец, начинает решаться вопрос, связанный с трактовкой принятых политических решений. Раньше схема основывалась на том, чтобы был результат без каких-либо комментариев относительно проводимой политики. Теперь же все необходимо объяснять. Наконец-то, извлечен хоть какой-то урок из пенсионной реформы, как ни парадоксально это звучит. Проблема заключалась в том, что на федеральном уровне объяснений не было, а на региональном губернаторы в принципе избегали разговоров о пенсионной реформе. Почему? Потому что регионы боялись брать на себя ответственность, губернатор не хотел тащить на себе еще и пенсионную реформу.

Поэтому с этой точки зрения требования по объяснению федеральных инициатив ложатся в том числе и на регионы.

Они должны будут этот процесс объяснять, правильно интерпретировать, а для этого необходимо погружаться в федеральную повестку, что само по себе уникально, потому что регион не знает, что происходит, например, в сфере, связанной с пенсионной составляющей, теперь же политические блоки должны будут это знать. Это может привести к тому, что регионы будут бояться принимать какие-то инновационные решения, опасаясь прежде всего за рейтинги доверия первому лицу».

Введение общих KPI -- это попытка разрешить управленческий кризис. Однако на деле вряд ли такой способ поможет лучше контролировать политические процессы на местах, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин: «Дело в том, что существует очень большая проблема с качеством той информации, которая поступает из регионов в Москву — она очень сильно искажается. Взять, например, ситуацию с идеологическими протестами в Кемерово, когда Москва не получала реальную информацию о тех процессах, которые происходят в регионах. Возникает вопрос: как более активно участвовать в региональных политических процессах?

Нужно выстраивать вертикаль, чтобы регионы не лакировали отчетность, а давали правдивую информацию.

То есть фактически идея состоит в том, чтобы Москва начала больше осознавать, что она будет отвечать за результаты на местах, и пыталась что-то изменить. Но какие ресурсы у политического блока есть в Москве, чтобы что-то изменить? Никакие. Поэтому боюсь, что это приведет просто к тому, что еще больше вырастет объем отчетности, которая будет носить не очень достоверный характер, потому что ее будут не то чтобы сознательно искажать, а просто не будет ресурсов, чтобы в таких объемах качественно предоставлять информацию в столицу. Поэтому здесь, боюсь, из этого “управленческого тупика” особого выхода нет ни при помощи KPI, ни при помощи других новомодных методов. Все будет решаться старым добрым методом пускания целевых показателей по явке непосредственно перед выборами с учетом сложившейся картины в каждом конкретном регионе. Такая практика существует уже больше 20 лет. А про всю эту лакировку, KPI и прочее очень скоро забудут».

Идея ввести KPI для различных органов власти обсуждается уже давно. Так, в январе Минэкономразвития начало разработку ключевых показателей для вице-премьеров. Их работу планировали оценивать по эффективности выполнения национальных проектов, например, по уровню бедности, смертности на дорогах или росту экономики.

КоммерсантъFM. В эфире Глеб Силко

https://www.kommersant.ru/doc/3888851