Как будем выбирать губернатора?

Изменения в федеральном законодательстве требуют и региональные законы приводить в соответствие с ними. Сейчас в частности в Карелии редактируется закон о выборах главы республики. Уже понятно, что депутаты внесут в него норму, предусматривающую возможность голосования без привязки избирателя к месту его регистрации. Такой механизм хорошо зарекомендовал себя на прошлогодних президентских выборах и теперь институт «мобильного избирателя» будет действовать во всех субъектах Федерации при выборах глав регионов, в том числе и в Карелии. Напомним, что благодаря такой возможности 21 тысяча 957 избирателей республики проголосовали в марте 2018 г. за президента (от всех проголосовавших это составило 7,4%).

После того как норма о «мобильном избирателе» будет включена в республиканский закон о выборах главы Карелии – в чем не приходится сомневаться – жители Карелии вне зависимости от места их регистрации смогут голосовать на губернаторских выборах в любом населенном пункте республики.

Обновленный закон закрепит за Общественной палатой Карелии право формировать корпус общественных наблюдателей, которые в день голосования смогут контролировать работу участников избирательного процесса. Опять же эта норма уже была обкатана во время прошлогодних президентских выборов и представляется эффективным механизмом общественного контроля за ними.

Еще о двух нормах скажем, которые не включены в число поправок в закон о выборах главы Карелии, но, как минимум одна из них может появиться в нем, если смотреть на практику других регионов России.

Нельзя сказать, что многие субъекты Федерации решили включить в региональные законы норму о возможности участия в губернаторских выборах кандидатов-самовыдвиженцев, но в ряде территорий законодатели пошли на это, причем по инициативе самих губернаторов, чаще, правда, исполняющих их обязанности, и готовящихся к выборам. Надо сразу сказать, что почти всегда вызвано такое действие опасением врио губернаторов навредить себе, если они пойдут на выборы от партии власти (от «Единой России»). Именно в 2018 году возник запрос на институт самовыдвиженчества.

Например, в Приморском крае выдвиженец партии власти Олег Кожемяко тактически верно поступил, предложив узаконить норму о самовыдвиженчестве, и успешно ее использовавший. Резко критическое отношение избирателей Приморского края к партии «Единая Россия», пойди Кожемяко от нее на выборы, делало результаты голосования для него, как и для президентской администрации, поддерживавшей его кандидатуру, опасно непредсказуемыми. Похожий страховочный механизм самовыдвижения намерен использовать в Санкт-Петербурге врио губернатора «северной столицы» Александр Беглов, который благоразумно продвигает идея узаконивания нормы о самовыдвижении на выборах главы Санкт-Петербурга. Что, к слову, не мешает партии «Единая Россия» агитировать за него, о чем питерское руководство «единороссов» уже заявило. Не партийность выдвижения точно сыграет на руку Александру Беглову, как прежде выиграл от этого Олег Кожемяко в Приморье.

Обратим внимание, что руководители Центризбиркома России, в частности секретарь ЦИКа РФ Майя Гришина, уже аккуратно дают понять региональным законодателям, что есть смысл присмотреться к опыту территорий, где норма о кандидатах-самовыдвиженцах узаконена. В этом списке кроме уже названных субъектов Федерации еще Астраханская область, и на подходе Липецкая с Сахалинской областями. По словам М. Гришиной, возможность самовыдвижения на губернаторских выборах не усложнит избирательных кампаний здесь проводимых. Она верно объясняет это сложностью двойного сбора подписей для кандидатов-самовыдвиженцев, которым помимо того, что им потребуется собирать подписи представителей муниципальной власти («муниципальный фильтр» никто не отменял), нужно еще будет заручиться подписями избирателей региона (не менее 0,5 процента от их общей численности), что тоже дело не простое. Поэтому, по ее мнению, число самовыдвиженцев мало повлияет на увеличение количества зарегистрированных кандидатов на выборах. Их точно не будет много.

В Карелии с инициативой разрешить институт самовыдвиженчества какое-то время назад выступал депутат Заксобрания Андрей Рогалевич, но не был поддержан коллегами. Правда, тогда сама партия власти критически относилась к данному механизму выдвижения. За прошедший год ситуация изменилась и в администрации президента России поняли, что разумнее такую возможность на всякий случай предусматривать в региональных законодательствах, когда из тактических соображений в каких-то регионах выгоднее будет при выдвижении провластного кандидата в губернаторы дистанцироваться от партии «Единая Россия». Потому то, что год назад воспринималось в среде депутатов «единороссов» как крамола, теперь будет принято без опасений. И для них было бы даже правильнее опередить с такой инициативой оппозиционных депутатов, чтобы не вышло будто фракцию «единороссов» сломали, навязав им волю политических конкурентов. В данной ситуации они найдут полную поддержку в лице беспартийного губернатора Артура Парфенчикова, которому до очередных выборов еще далеко (они только в 2022 году состоятся), но почему бы заблаговременно и об этом не подумать?

Что точно не изменится в законе о выборах главы Карелии, так это необходимость при регистрации кандидата в губернаторы проходить «муниципальный фильтр» (собирать требуемое законом число подписей представителей местной власти) и более чем вероятно неизменным останется и его процентная норма (7%). Хотя в этом вопросе возможны изменения, правда, совершить их по силам только депутатам Госдумы.

Избирательная практика показала, что для большинства партий, в том числе и парламентских, «муниципальный фильтр» в принципе непреодолим без поддержки партии «Единая Россия», то есть «единороссы» должны впустить своих конкурентов на губернаторские выборы, поскольку без такой поддержки их конкуренты не соберут подписей представителей муниципальных органов власти. Это касается практически всех регионов России. Например, в Карелии более 78,5% мест депутатов и глав поселений контролирует партия «Единая Россия», из чего не сложно сделать вывод, что без ее поддержки никому из конкурентов не преодолеть «муниципального фильтра». Мы в этом не сомневаемся, хотя руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Ройне Изюмов уверял нас, что на губернаторских выборах 2017 года эсеры без поддержки «Единой России» собрали муниципальные подписи для своего кандидата в губернаторы Ирины Петеляевой. Проверить эту информацию возможности у нас нет, но и на слово как-то не верится.

В Санкт-Петербурге, к слову, 87% муниципальных депутатов представляют «Единую Россию». То есть тут оппозиционерам еще сложнее будет попасть на губернаторские выборы без поддержки «единороссов», кроме того здесь десятипроцентный «муниципальный фильтр» установлен. И секретарь питерского регионального отделения «ЕдРа» Александр Тетердинко уже сообщил, что «единороссы» готовы подсобить конкурентам. Об этом он сказал в связи с тем, что партия «ЕР» не станет никого выдвигать на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге в сентябре 2019 года, готовая поддержать кандидата-самовыдвиженца А. Беглова, а заодно обещает помочь со сбором подписей депутатов муниципалитетов для кандидатов, идущих от других политических партий.

Эту странность – предвыборную имитационную состязательность - можно преодолеть, изменив федеральное законодательство. Для чего потребуется либо сократить число подписей для прохождения «муниципального фильтра» при регистрации кандидатов в губернаторы (до 1-2 процентов), либо разрешить одному депутату или главе поселения сразу нескольким выдвинувшимся кандидатам свою подпись предоставлять (сейчас такое запрещено делать, можно лишь одного кандидата поддержать). Однако решаться данный вопрос, повторимся, может только на федеральном уровне. В экспертном сообществе тема эта обсуждается. Сам по себе механизм отсечения кандидатов в губернаторы, не имеющих муниципальной поддержки, сохранится, у «муниципального фильтра» мало противников, но не исключено, что механизм этот станет более щадящим по отношению к кандидатам в губернаторы.

Для Карелии тема губернаторских выборов пока слишком отдаленная, чтобы кого-то она интересовала в качестве практической задачи. Поди угадай, что еще случится за следующие четыре года.

Анатолий Цыганков

http://politika-karelia.ru/?p=41994