Некоторые особенности заявления о предварительных результатах и выводах миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ
Российский общественный институт избирательного права (РОИИП) подготовил обзор заявления БДИПЧ ОБСЕ, подготовленного по результатам выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года.
Эксперты РОИИП пришли к выводу, что миссия БДИПЧ ОБСЕ, отметив выполнение ряда рекомендаций предыдущих миссий, тем не менее, сохранила тенденцию нелестных оценок проводимых избирательных реформ в России и сформулировала основные выводы в негативистской модальности аналогично выводам 2012 г., когда в предварительном заявлении также содержались противоречивые отрицательные оценки и неконкретные формулировки.
Одновременно миссия БДИПЧ «закрыла глаза» на преднамеренное создание препятствий реализации избирательных прав со стороны другого государства-участника ОБСЕ – Украины, которая не только не оказала содействие в реализации общих для ОБСЕ обязательств и ценностей в сфере развития демократии, но и открыто препятствовала ей.
В целом анализ заявления о предварительных результатах и выводах миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года позволяет отметить, что руководством миссии предпринята традиционная для БДИПЧ попытка сочетать результаты наблюдения и выводы миссии с оценками политического характера, при этом любой позитивный факт, отмеченный наблюдателями БДИПЧ, авторы заявления умоляют добавленным политическим толкованием, негативно характеризующим выборы. Оценки краткосрочных наблюдателей БДИПЧ, которых было более 400 (около 80 % всей миссии БДИПЧ), авторы заявления не раскрывают.
Раздел «предварительные выводы», в котором сконцентрировано основное содержание предварительного заявления содержит наибольшее количество оценок политического характера, абсолютное большинство которых не подкреплены ссылками на конкретные факты и наблюдения.
Большинство негативно характеризующих выборы доводов ограничиваются ссылками на полученные миссией сообщения неназванных источников без указания их количества и иных конкретных данных, при этом в отчете отсутствует оценка этих сообщений самой миссией, ограничиваясь лишь указанием на полученные сообщения.
Заявление содержит целый ряд некорректных, по сравнению с российским законодательством, положений, свидетельствующих о недостаточно глубоком исследовании специалистами БДИПЧ действующего законодательства, некорректной трактовкой наблюдаемых процессов либо целенаправленном их искажении. Традиционно для миссий БДИПЧ предварительное заявление содержит значительное количество неконкретных расплывчатых формулировок, направленных на создание неблагоприятного впечатления у читателя без указания конкретных фактов, а также не содержит ссылок на конкретные нарушения, которые могли бы стать предметом проверки со стороны компетентных органов. Это может свидетельствовать о недостаточном профессионализме кадров миссии БДИПЧ, которая должна содействовать в реализации демократических принципов организации выборов, либо о сомнениях самой миссии в излагаемом в заявлении фактологическом материале.
Анализ деятельности миссии БДИПЧ ОБСЕ, с точки зрения ее соответствия принципам международного наблюдения за выборами, позволяет признать ее лишь частично соответствующей принципам уважения национального суверенитета, универсальности, взаимности, и полностью не соответствующей принципам открытости, профессионализма, беспристрастности, оказания действенной помощи.
С учетом традиционной латентной работы миссии БДИПЧ ОБСЕ (так, БДИПЧ более 6 лет не предоставляет российским экспертам данные анкет международных наблюдателей на выборах 2011 г.), ее деятельность не может быть признана соответствующей цели создания Бюро, сформулированной государствами-участниками в 1990 г. как содействие контактам и обмену информацией о выборах.