Новые и активные. Фонд ИСЭПИ оценивает перспективы новых политических фигур с прицелом на парламентские выборы 2016 года. Как формируется сотня претендентов на депутатский мандат
«Рейтинг-2016» — это рейтинг новых лиц в политике, а также наиболее активных (эффективных) публичных политиков, которые на выборах в Госдуму в 2016 году в первую очередь окажутся способны претендовать на победу в одномандатных округах. Или же их публичная репутация и авторитет будут иметь принципиальное значение для предвыборных позиций и успешности выступления политических партий.
Данный продукт не имеет аналогов в сфере публичных политических исследований. Существующие рейтинги в основном направлены либо на анализ деятельности глав субъектов РФ, либо на оценку влиятельности уже действующих федеральных политиков и управленцев в качестве аппаратных игроков и лоббистов.
«Рейтинг-2016» анализирует персональный фактор будущей парламентской кампании, выявляя потенциальных ярких кандидатов для одномандатных округов, возможных лидеров региональных групп партийных списков и ключевые фигуры для федерального имиджа партий.
Переход на смешанную систему выборов в Госдуму, увеличение доли мест в региональных парламентах, распределяемых в мажоритарных округах, активное внедрение «Единой Россией» и некоторыми другими партиями института праймериз, растущая конкуренция партий за лидеров мнений на местах, наблюдаемый в ходе выборов повышенный спрос со стороны избирателей на новые лица в политике — все это факторы персонализации политики, когда в фокусе анализа в первую очередь оказываются фигуры политиков и общественных деятелей, а не просто обезличенная активность партий и конкуренция их брендов.
Номинанты рейтинга
Потенциальными номинантами «Рейтинга-2016» являются:
— действующие федеральные парламентарии;
— лидеры и другие яркие представители непарламентских партий и движений, в том числе на выборах в регионах;
— яркие политические фигуры в регионах, занимающие формальные позиции в политической системе или не имеющие таковых, по своему потенциалу и активности способные выйти на уровень федеральной парламентской политики;
— общественные активисты федерального и межрегионального уровней;
— главы крупных муниципальных образований, у которых эксперты видят потенциал и готовность участвовать в парламентской кампании;
— недавно назначенные временно исполняющие обязанности губернаторов, которые не перешли (по крайней мере пока) из категории публичных политиков в категорию сугубо хозяйственных управленцев.
Необходимое условие для попадания в «Рейтинг-2016» — наличие у политика пассивного избирательного права на момент проведения выборов в Госдуму в 2016 году.
Из анализа также исключены «политические тяжеловесы» — действующие лидеры парламентских партий и руководители обеих палат парламента, которые в любом случае будут определять лицо и потенциал своих политических сил на выборах в Госдуму.
Список политиков для оценки носит открытый характер. Каждый эксперт имеет возможность включить в «Рейтинг-2016» своего номинанта, дав мотивированное заключение о его активности за исследуемый период.
Методология исследования
При составлении «Рейтинга-2016» для каждого номинанта учитываются две характеристики:
1) уровень активности политика, способной повлиять на его репутацию и популярность у избирателей на выборах в Госдуму (качество и интенсивность законотворческой работы, деятельность по общественному контролю и защите прав граждан, способность добиться реализации собственных инициатив и обещаний, прямая адресная работа с населением на местах, партийный и политический менеджмент);
2) качество влияния активности политика на его публичную репутацию и популярность у избирателей.
Приоритетной при составления «Рейтинга-2016» является активность политиков по вопросам той внутрироссийской повестки дня, которая наиболее востребована населением в ходе голосования по мажоритарным округам и за региональные группы партийных списков.
«Рейтинг-2016» основывается на результатах замеров объективных показателей публичной (медийной) активности политиков и экспертного опроса.
При этом 20% рейтинга складывается из количественного анализа деятельности политика (статистика медийной активности, законотворческого процесса и работы на территории).
Одновременно эксперты оценивают активность политиков (40% вклада в итоговый рейтинг) и эффективность (результативность) их конкретных политических действий (40% вклада в итоговый рейтинг).
Партнеры и эксперты
— ВЦИОМ (методология и социология);
— Институт современных медиа (медиаизмерения);
— журнал «Эксперт» (информационный партнер);
— ведущие экспертные и политологические центры.
В число экспертов рейтинга приглашаются политические аналитики, практикующие политические технологи и консультанты по ведению избирательных кампаний, социологи.
В первом выпуске в качестве экспертов выступают: Дмитрий Бадовский (фонд ИСЭПИ); Михаил Виноградов (фонд «Петербургская политика»); Михаил Ремизов (Институт национальной стратегии); Валерий Федоров (ВЦИОМ); Александр Пожалов (фонд ИСЭПИ); Константин Симонов (Финансовый университет при правительстве РФ); Леонид Поляков (Высшая школа экономики); Кирилл Солод (фонд ИСЭПИ); Николай Миронов (Институт приоритетных региональных проектов); Евгений Минченко (Международный институт политической экспертизы); Валерий Фадеев (журнал «Эксперт»); Илья Переседов (PolitAnalitika.ru); Кирилл Танаев (Институт современных медиа); Вадим Виноградов (фонд «Центр содействия законотворчеству»).
Представление результатов исследования
Топ-100 включает в себя 100 наиболее активных публичных политиков.
Они распределяются по пяти категориям в зависимости от качества влияния их активности на перспективы этих политиков и репутацию политических сил, которые они представляют («лидер», «на подъеме», «стабильные позиции», «на спаде», «аутсайдер»).
Результаты будут публиковаться в следующем объеме:
— Топ-100 наиболее активных публичных политиков;
— 10 «лидеров» (политики, активность которых за исследуемый период помогла им серьезно улучшить свои перспективы на выборах в Госдуму);
— 10 «аутсайдеров» (политики, чья персональная активность или внешний контекст вокруг них за исследуемый период резко ухудшают их перспективы на выборах в Госдуму);
— «Новички» (политики, впервые вошедшие в топ-100 и обратившие на себя внимание экспертов благодаря своей активности за период) — со второго выпуска.
Ключевое значение имеет не конкретный рейтинговый балл, полученный политиком, а его принадлежность к категории по знаку влияния и порядковое место в топ-100. По согласованию с большинством постоянных экспертов «Рейтинга-2016» в дальнейшем может быть принято решение обнародовать конкретные балльные значения по каждому из номинантов, хотя с методологической точки зрения это не вполне соответствует особенностям порядковой шкалы измерения.
Полные результаты рейтинга (топ-100 политиков с развернутым комментарием — оценкой позиций и тренда влияния каждого участника) будут ежемесячно публиковаться на сайте Рейтинг2016.рф. Результаты рейтинга в виде таблицы топ-100 с аннотациями по группам лидеров и аутсайдеров, а также с аналитической статьей о трендах рейтинга за минувший месяц будут также публиковаться в журнале «Эксперт».
Первый выпуск «Рейтинга-2016» учитывает период с конца августа до начала октября 2014 года, то есть активную фазу избирательных кампаний в регионах и первый месяц осенней парламентской сессии.
"Эксперт", 13.10.2014