Субъект необычной формы. В Крыму хотят организовать местную власть по-своему

Глава Республики Крым не будет избираться прямым голосованием. Как заявил "Ъ" глава конституционной комиссии Крыма Григорий Иоффе, по проекту конституции полуостровом будет руководить глава республики, избранный парламентом по представлению президента РФ,— аналогичный порядок существует в трех северокавказских республиках. Но проект конституции сохраняет за парламентом Крыма расширенные полномочия — в частности, в кадровых вопросах. В Кремле подчеркивают, что назначение главы республики не противоречит российскому законодательству, но парламентской республики как формы государственного устройства в нем не предусмотрено.

Крым берет пример с северокавказских республик

Как заявил в интервью "Ъ" Григорий Иоффе, глава Крыма, согласно проекту конституции, будет назначаться парламентом и одновременно будет возглавлять правительство полуострова. Такое решение глава конституционной комиссии объяснил тем, что у Крыма уже был негативный опыт президентства. При этом Крым, по его словам, останется парламентской республикой и депутатам проект основного закона оставляет расширенные полномочия — в частности, голосовать по представлению главы республики за остальных членов правительства.

По словам господина Иоффе, конституция может быть принята на специальной сессии крымского парламента до 10 апреля. По сведениям "Ъ", дорожная карта принятия крымских законов согласована с премьером Крыма Сергеем Аксеновым и передана руководству Минрегиона. Однако обнародованный вариант может не одобрить Кремль. "В российском законодательстве предусмотрено образование в субъектах РФ органов власти по типу президентской республики, как в Дагестане или как в Ингушетии, при этом глава субъекта избирается парламентом, есть разделение ветвей власти,— пояснил "Ъ" источник в администрации президента.— Но парламентская республика как форма государственного устройства в российском законодательстве не предусмотрена".

Если все же норма об отказе от прямых выборов главы республики будет утверждена, Крым станет первым некавказским субъектом федерации, который выбрал "кавказскую модель". Ранее не исключалось, что она может распространяться и на другие субъекты федерации, однако до практики дело не дошло.

Экс-глава Министерства по делам национальностей Владимир Зорин уверен, что назначение главы региона депутатами заксобрания субъекта РФ "доказало свою эффективность" и эта модель с учетом многонационального состава населения подошла бы для Крыма. Глава комитета по конституционному законодательству Госдумы Владимир Плигин ("Единая Россия") отметил лишь, что у Крыма есть возможность самостоятельно определиться между "двумя вариантами формирования института главы субъекта РФ". А его заместитель по комитету Сергей Иванов (ЛДПР) отмечает, что эта система избрания главы субъекта "экономичнее": "Крым и так небогатая территория, чтобы им еще деньги на выборы тратить".

Фактически крымские законодатели выбрали для себя северокавказскую модель назначения, которая вводилась с учетом нестабильной ситуации в регионе. Напомним, от всенародных выборов глав субъектов РФ на сегодняшний день отказались только три субъекта РФ — Дагестан, Ингушетия и Северная Осетия.

Однако полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александр Хлопонин в конце 2013 года предложил всем республикам СКФО отказаться от прямых выборов руководителей. "На Северном Кавказе при таком непростом переплетении интересов пускаться в "большие выборы" не время. В этой обстановке позиция полпредства — выборы через парламент, а не прямые",— заявил он (см. "Ъ" от 9 декабря 2013 года). Пока открыто против отказа от прямых выборов высказывается только глава Чечни Рамзан Кадыров.

По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, избрание главы региона депутатами — "продолжение традиции крымской политической модели", где Верховный совет имел большие полномочия. "Для них нежелательны как режим правления варягов, так и сценарий губернаторской автократии, даже если губернатор будет из крымских,— говорит господин Ремизов.— Система обеспечит представительство крымских татар в органах власти и позволит избежать квотирования, поскольку им обещают пропорциональную систему выборов в Госсовет".

Крымские татары самоопределяются

Между тем 29 марта курултай (общенациональный съезд) крымско-татарского народа на внеочередной сессии объявил о начале создания национально-территориальной автономии крымских татар на полуострове (в составе какой страны — не уточняется).

За постановление "О реализации права на самоопределение на своей исторической территории — в Крыму" делегаты прошедшего в Бахчисарае съезда проголосовали практически единогласно. В преамбуле документа (есть у "Ъ") отмечается, что подавляющее большинство крымских татар бойкотировали референдум о присоединении полуострова к России. Исходя из того, что "изменение статуса Крыма было осуществлено без согласия и ярко выраженной на то воли крымско-татарского народа", съезд постановил объявить о начале политических и правовых процедур по созданию (восстановлению) национально-территориальной автономии крымско-татарского народа на его исторической территории. Съезд ссылается на международные документы, гарантирующие право на самоопределение, а также на декларацию ООН "О правах коренных народов" от 13 сентября 2007 года. Для реализации данного постановления съезд поручил меджлису (представительному органу крымских татар) "войти в отношения" с ООН, Советом Европы, Евросоюзом, ОБСЕ, Организацией исламского сотрудничества.

"Позиция курултая согласована с Верховной радой,— заявил "Ъ" депутат от правящей партии "Батькивщина" Александр Бригинец.— Мы продолжаем считать Крым территорией Украины, которая подчиняется нашей конституции". По словам депутата, конституция Украины "не предполагает создания автономных округов, но появление района вполне возможно". По его словам, на одном из ближайших заседаний Рады может быть объявлено о появлении на территории Крыма такого района, границы которого могут даже "совпадать с общекрымскими".

Между тем, по словам председателя меджлиса Рефата Чубарова, ответа крымские татары ждут и от Верховной рады Украины, и от властей РФ. "Мы особенно обращаемся к правительствам тех государств, на территории которых есть субъекты федерации, в основу создания которых положены права титульных народов",— заявил господин Чубаров. Последнюю фразу многие расценили как желание крымских татар получить свою автономию в составе РФ. Напомним, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко 11 марта заявила, что в случае присоединения Крыма к России крымско-татарский народ будет "иметь полное право на национальную и культурную автономию".

О том, что лидеры крымских татар решили отказаться от острой конфронтации с властями РФ, может свидетельствовать и то, что курултай не стал объявлять о проведении своего национального референдума. На вопрос "Ъ" о возможности проведения референдума в будущем господин Чубаров ответил уклончиво: "Когда мы увидим, что потребуется демонстрация четкой, ясной воли крымско-татарского народа, мы будем проводить референдум". Вопрос о том, следует ли крымским татарам занимать должности в новых органах власти республики (им предложено представительство на уровне 20% во всех органах власти Крыма), делегаты съезда предоставили решать меджлису.

Первый вице-премьер крымского правительства Рустам Темиргалиев усмотрел в решениях курултая победу здравого смысла. А руководство Крыма пообещало исполнить все обещания, данные крымским татарам. Об этом Сергей Аксенов и полпред президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев сообщили президенту Татарии Рустаму Минниханову, который выступает в роли переговорщика между меджлисом и властями Крыма.

Наталья Ъ-Городецкая, Сергей Ъ-Горяшко, Ирина Ъ-Нагорных; Ленур Ъ-Юнусов, Вадим Ъ-Никифоров, Симферополь; Нина Ъ-Соколова, Киев

«Обсуждение конституции народом — это такой совок». Глава конституционной комиссии Крыма Григорий Иоффе о подготовке основного закона

Новая конституция Крыма, предусматривающая избрание главы региона депутатами и сохраняющая за госсоветом кадровые полномочия, может быть принята парламентом республики уже до 10 апреля. О том, чего ожидать от конституции первой «территориальной республики» в составе РФ, корреспонденту “Ъ” МАКСИМУ ИВАНОВУ рассказал глава конституционной комиссии, первый вице-спикер госсовета Крыма ГРИГОРИЙ ИОФФЕ.

— У вас жесткие сроки по подготовке конституции?

— Мы идем по непроторенной дороге. В новейшей истории еще не было прецедента, чтобы к России присоединялся субъект федерации. Кроме этого, до момента присоединения Крым уже имел некое подобие государственной формы в виде автономной республики, имел и свою конституцию. Например, в Киевской области нет конституции, а у нас была.

— Она ведь действует и сейчас.

— Можно сказать, что конституция Крыма действует в тех положениях, которые не противоречат Конституции РФ, но это просто красивая формула. Потому что почти все, что есть в конституции Крыма, в России не действует — за исключением гимна, флага, герба и так далее. А само существование субъекта в РФ без конституции с правовой точки зрения тоже является нонсенсом. Этим обусловлены короткие сроки подготовки документа. Но это не значит, что кто-то нам сказал: две недели, и все. Это мы сами себе так определили.

Тем более что конституционный процесс у нас происходит не на пустом месте. Я, когда открывал первое заседание конституционной комиссии, специально напомнил конституционную историю Крыма. И эта история драматическая. Это будет уже четвертая конституция в новейшей истории. Конституция 1992 года, которую мы приняли после проведения референдума, воссоздавшего автономию в 1991 году, была по сути конституцией государства — там были все признаки этого, за исключением денег, армии и так далее. Но слабое украинское государство, которое тогда еще само не имело конституции, как только ее обрело, тут же отменило нашу конституцию. Затем было еще несколько попыток, пока мы не получили основной закон 1998 года, который был в большей степени декларативным и не смог обеспечить всех потребностей республики, превратив ее падчерицу унитарной Украины.

Но тем не менее создать новую конституцию на основе нашего опыта достаточно легко, просто надо адаптировать ее к российскому законодательству. У нас есть рамки, за которые мы не можем выходить. Но если эти рамки сравнить с теми, которые были у нас в Украине, то эти рамки не просто широкие, а широчайшие.

— Законодательство субъектов РФ во много унифицировано, хотя есть исключения. К примеру, конституция Татарстана, которая подразумевает более широкие права региона. На какие примеры вы ориентируетесь?

— Есть еще более широкие права, например в Дагестане. Мы изучили все конституции субъектов федерации, сгруппировали по разным видимым категориям, посмотрели, что подходит, что не подходит. Сложность в том, что впервые в качестве субъекта федерации появится не национальная, а территориальная республика. И это притом что в Крыму живет большое количество этносов. Каждый из них действительно уникален, а есть такие, само существование которых сегодня поставлено под угрозу,— караимы и крымчаки.

— В договоре и в законе о присоединении говорится, что в Крыму будут три национальных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Но ведь и греки, например, тоже могут претендовать на роль коренного народа?

— В Крыму рядом с греками мирно живут крымские татары, немцы, болгары, армяне. Но мы исходим из того факта, что в Конституции России провозглашено, что все нации и народности равны. Выборы в РФ проходят на основе равенства, полностью исключаются какие-либо квоты или преференции. Преступно депортированные с Крыма в сталинские времена народы, которые время от времени говорят о квотах во власти, должны это понять. А кроме того, прошло уже 70 лет с момента депортации. Многое сделано, чтобы справедливость восторжествовала; увы, многое все еще не решено. И все-таки вряд ли какой-то народ реально хочет еще 70 лет носить на себе печать депортации. Я думаю, если заглянуть на какую-нибудь симферопольскую дискотеку вечером и увидеть весело танцующих крымских татар, и особенно очаровательных крымских татарок, и сказать: «Кто тут депортированный?» — они спрячутся и не захотят, чтобы на лбу штамп такой стоял. Наоборот.

— Глава правительства или совета министров по новой конституции будет одновременно и главой республики?

— Мы изучали разный опыт. Есть республики, где у главы региона своя отдельная администрация и отдельно есть правительство. В проекте мы пока решили не городить такую конструкцию. Кроме того, есть республики, которые возглавляет человек в должности президента. У нас в истории уже был не очень позитивный опыт с президентством, поэтому пришли к выводу, что вообще не надо нам такой должности (с 2015 года в РФ главы регионов не могут называться президентами, сейчас должность высшего лица не переименована только в Татарстане.— “Ъ”).

Будут учтены вещи, которые для нас привычны. Счетная палата у нас была. Но изменится ситуация с избирательной комиссией. Она будет называться центральной избирательной комиссией. Появятся такие непривычные для Крыма фигуры, как уполномоченные по правам человека, по правам детей, по ведению бизнеса. Общественная палата (хотя и раньше у нас был общественный совет при правительстве Крыма). Все это мы постарались встроить в этот документ.

— Сейчас депутаты госсовета Крыма занимают в том числе посты в правительстве. Разделение исполнительной и законодательной власти произойдет?

— Сейчас парламент у нас непрофессиональный, поэтому пока ничего не мешает депутату быть в том числе членом правительства. Из 100 депутатов у нас только 15 работают на постоянной основе: председатель, его заместители и руководители комиссий. Но есть федеральный закон, который говорит, что нельзя одновременно иметь представительский мандат и работать в исполнительной власти (на Украине такой закон тоже, кстати, есть). Поэтому изменится и сама сущность крымского парламента. В отличие от нынешнего, будущий парламент будет принимать законы, а не только нормативно-правовые акты, как сейчас. В конституции будет сказано, что члены правительства не могут быть депутатами и наоборот. Если будет принят проект, то депутатов будет 80 или 90 — по нормам, которые есть в России (количество депутатов зависит от количества избирателей), и до 50% этого состава мы будем держать в качестве «постоянных» парламентариев.

— Вопрос выборности главы республики в проекте конституции решили?

— Многие склоняются к тому, чтобы избирать его в парламенте. При этом за парламентом мы одновременно оставляем право по представлению главы республики голосовать за остальных членов правительства.

— То есть у госсовета будут дополнительные полномочия?

— Проект это предполагает. Дело в том, что Крым до сегодняшнего дня является в чистом виде парламентской республикой. Это традиционно для Крыма, мы ревностно за этим следим. И старались в проекте этой конституции сохранить прочный баланс ветвей власти.

— Российские законы это позволяют?

— Позволяют. Хотя практика в России связана с тем, что у вас... у нас сильный президент, и поэтому крен идет в сторону и исполнительных структур. Но в связи с тем, что мы только вошли (в РФ.— “Ъ”) и идем непроторенным путем, мы заложили в конституцию своеобразное равновесие — тогда каждый будет своим делом заниматься.

— Конституционный суд начнет действовать одновременно с остальными органами власти?

— Теоретически — да. У нас появляется возможность иметь конституционный суд, чего никогда в Крыму не было. Хотя нет единства мнений, нужен ли он нам вообще. Конституционный суд региона — это вариативная часть, он может быть, а может не быть. Скорее всего, мы откажемся от этого и, если что, будем обращаться в Конституционный суд России. Мы получим еще дополнительные предложения членов конституционной комиссии, и те из них, которые будут ложиться в канву, попытаемся использовать. И надеемся, что к концу этой недели сможем вынести вопрос на обсуждение.

— Вариант с референдумом по принятию конституции рассматривается?

— Про референдум вообще речи нет. Обсуждение конституции народом — это, на мой взгляд, псевдодемократия, это такой совок. Сталинскую конституцию обсуждали целый год всем Советским Союзом, и она была самая лучшая в мире, и она не работала. Поэтому думаю, что достаточно, чтобы документ обсудили в экспертном сообществе — 99% граждан не обязаны вообще понимать правовой язык. Людям все это разъяснить, конечно же, нужно, но простым, доходчивым языком. Я думаю, что мы выйдем на предложение провести специальную сессию крымского парламента и на сессии конституцию примем — думаю, что до 10 апреля. И уже после принятия конституции мы сможем в полной мере ощутить себя субъектом РФ.

— По договору и принятому в РФ конституционному закону выборы органов госвласти и Крыма, и Севастополя назначены на сентябрь 2015 года. Не ускорится ли процесс после принятия конституции?

— Срок у нас (депутатов госсовета.— “Ъ”) вообще заканчивается в октябре 2015 года. Когда определяли даты, исходили, по-видимому, из того, что крымский парламент явился главной действующей силой этого события (провозглашения независимости и присоединения к России.— “Ъ”). И чтоб не получилось, мол, «сделали свое дело — до свидания, идите гулять», решили соблюсти политес. Но все чаще звучат разговоры, что все-таки нужна перезагрузка власти и выборы, мол, должны пройти в 2014 году. Кто-то говорит о сентябре 2014 года, кто-то — о декабре. Как это можно будет сделать с точки зрения закона, не знаю — может, будет принят какой-то еще дополнительный закон. Но пока статус-кво остается.

Нам же еще надо определить, какое соотношение будет депутатов, которые избираются по пропорциональной и мажоритарной системе. Если выборы проводить в 2014 году, то я не знаю, какие партийные списки будут, потому что у нас только-только создадутся отделения российских партий. Какими они будут, никто еще не знает. Кроме того, у нас идет бурный процесс получения гражданства. Но я думаю, что завершить процесс паспортизации за три месяца не очень-то реально.

Газета "Коммерсантъ" №53 от 31.03.2014, стр. 1