Международное наблюдение на выборах в парламент Азербайджана 6 ноября 2005г.

Международное наблюдение на выборах в парламент Азербайджана 6 ноября 2005г.

И.Б.Борисов,

Председатель Совета РОИИП, кандидат юридических наук

А.В.Игнатов,

юрист РОИИП, кандидат

юридических наук

Представительная власть ХХI век. 2006. №2, 3.

 

Международное наблюдение

на выборах в парламент Азербайджана 6 ноября 2005 г.

 

Центральная избирательная комиссия Азербайджана зарегистрировала 1291 международного наблюдателя[1], прибывших в республику для наблюдения за выборами в парламент (Милли Меджлис) 6 ноября 2005 г.

Достаточно противоречивые оценки организации и проведения выборов депутатов в парламент Азербайджанской Республики, прошедших 6 ноября 2005 г., со стороны международных и иностранных миссий наблюдения за выборами (в том числе и внутри самих миссий) свидетельствует об углублении системного кризиса института международного наблюдения, опирающегося, в основном, на схемы оценивания легитимности выборов, разработанные БДИПЧ/ОБСЕ.

Международная миссия наблюдения за выборами, в которую вошли представители Европейского Парламента, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи НАТО, в понедельник 7 ноября была разноречива в своих оценках прошедших выборов. Так глава ПА ОБСЕ Элси Хастингс сообщил, что прошедшие выборы не в полной мере соответствовали демократическим стандартам. Об этом, в частности, свидетельствуют нарушения при подсчете голосов, отмеченные наблюдателями миссии на 43% посещенных избирательных участков. Выступая вслед за Э.Хастингсом, глава делегации Европарламента Мари Анн Ислер Бесин выразила противоположное мнение и в целом положительно оценила прошедшие выборы.

Делегация государств-участников СНГ в своем предварительном заключении отметила тот факт, что выборы были проведены в соответствии с законодательством. «Отдельные нарушения и упущения в процессе избирательной кампании не носили массового характера и не оказали существенного влияния на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования», - говорится в докладе международных наблюдателей от СНГ.

Такие противоречивые и, на первый взгляд, несовместимые оценки одних и тех же выборов связаны, прежде всего, с отсутствием четких критериев и методик признания выборов легитимными, соответствующими международным обязательствам государства. И как следствие этого – возможность исполнения определенного политического заказа, использование двойных стандартов руководством отдельно взятых международных миссий, что четко прослеживалось в ходе организации наблюдения на выборах в парламент Азербайджанской Республики.

 

Работа международных (иностранных) миссий наблюдения

 

В самую многочисленную миссию по мониторингу выборов – миссию БДИПЧ/ОБСЕ вошли 28 долгосрочных и более 600 краткосрочных наблюдателей. Миссия долгосрочных наблюдателей, возглавляемая немецким дипломатом Гертом Аренсом[2], открыла свой офис в Баку 5 сентября за два месяца до дня голосования. Одновременно с открытием миссии в Баку прибыл председатель ОБСЕ Дмитри Рупель.

Обычно, как это принято и вошло в традицию, которую до этого представители ОБСЕ не на йоту не нарушали[3], миссия наблюдателей ОБСЕ выступает с первичным отчетом на следующий день после голосования с целью исключить какое-либо влияние на свободу выбора избирателей. Итоговый отчет публикуется через полтора месяца после выборов. Однако на этот раз миссия публично выступила с оценками электоральных процедур в период до дня голосования[4].

С одной стороны, оказание помощи, в том числе консультативной, национальным организаторам выборов на этапе подготовки ко дню голосования является важной задачей международных миссий в своей деятельности по оказанию содействия развитию демократии. И эта работа должна проводиться именно на этапе подготовки ко дню выборов. Однако рекомендации и пожелания представителей международных организаций должны быть в достаточной степени сдержаны, чтобы не вносить дисбаланс в предвыборное напряженное состояние общества. Деятельность международных миссий не должна влиять на политический расклад сил перед днем голосования. А апеллирование со своими выводами и замечаниями через СМИ не к специалистам по избирательным процедурам (правительству, Центризбиркому), а непосредственно к населению, склонному к эмоциональному принятию решений, особенно в странах с развивающейся экономикой и недостаточным уровнем правовой культуры, можно расценивать как прямое вмешательство во внутренние дела государства.

Однако уже на предварительном этапе (преднамеренно или по неосторожности) представители миссии ОБСЕ своими обнародованными «замечаниями» в адрес организаторов выборов начали активно вмешиваться во внутриполитические процессы накануне 6 ноября, публично формируя у избирателей негативное отношение к действующей власти. Так, представитель ОБСЕ Ингрид Госсингер, выступая перед журналистами, выразила сожаление по поводу отказа властей принять рекомендацию ОБСЕ по маркировке специальным составом пальцев избирателей при голосовании (непосредственно перед голосованием властями эта процедура была введена, но она внесла больше неразберихи, чем способствовала свободным выборам). Глава ОБСЕ Дмитри Рупель на пресс-конференции в начале сентября, проведенной по итогам своих переговоров в Баку, «с сожалением» констатировал, что не все рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы выполнены правительством Азербайджана.

Становясь активными субъектами национальных политических процессов, участники миссий международного наблюдения, в обязанность которых входит проверка соответствия электоральных процедур международным правовым актам и международным обязательствам государства, полностью «забывают» содержание п. 8 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года о запрете любого вмешательства в национальный избирательный процесс.

За месяц до дня голосования - 6 октября в Баку был открыт штаб второй по численности миссии – миссии СНГ по наблюдению за выборами в парламент Азербайджана. Миссию открыл председатель Исполкома - исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло. Миссия наблюдателей СНГ была сформирована за счет стран всего Содружества и в ее состав вошло более 300 человек. Необходимо заметить, что и здесь (наверно, в ответ активным действиям ОБСЕ) не обошлось без публичных заявлений. По прибытии 3 ноября в Баку Владимир Рушайло заявил, что по состоянию на сегодняшний день ни что не мешает провести парламентские выборы на демократической основе. И этим четко обозначил свою политическую позицию.

 

Политическая обстановка к моменту проведения выборов

 

Еще за полгода до выборов президент Азербайджана Ильхам Алиев предпринял ряд дополнительных мер, направленных на укрепление демократических начал в республике, и продемонстрировал широкие возможности Азербайджана, готовность его руководства провести выборы в полном соответствии с международными стандартами. Уже тогда действующий президент, лично имеющий электоральную поддержку более чем 70 % избирателей[5], был уверен, что бы там ни было, выборы будут выиграны проправительственными партиями и только ими.

Именно поэтому оппозиция на протяжении всей предвыборной кампании целенаправленно и осознанно шла на эскалацию ситуации и открытое противостояние, пытаясь добиться ощутимой поддержки Запада. Задолго до голосования лидеры оппозиционных партий (ПНФА, Мусават, Демократической партии) закладывали недвусмысленное содержание в свои выступления, пытаясь играть на чувствах избирателей и предполагаемых «спонсоров»: «если мы не выиграем на этих выборах, значит, они были нечестными».

Анализируя прошедшие выборы и их результаты, нельзя сбрасывать со счетов и экономические аспекты политических процессов в Азербайджане. 25 мая 2005 г. в Баку прошла торжественная церемония сдачи в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, предназначенного для транспортировки казахстанской нефти. После запуска нефтепровода страны Каспийского региона окончательно и напрямую были включены в мировую экономику. Западные корпорации были и ранее допущены к добыче нефти в этом районе, а новая труба стала позволять перекачивать ее на мировой рынок.

По мнению аналитиков, Запад не считает нынешний режим в Азербайджане достаточно надежным, чтобы доверить ему роль «хранителя ключей» от нефтепровода. Поэтому США и Европа стремятся к тому, чтобы в парламенте Азербайджана появилась мощная оппозиционная фракция, ориентированная прозападно, и которая смогла бы ослабить позицию действующего президента.

«Цивилизованный» путь участия во внутригосударственных политических процессах, не вызывающий сегодня осуждения, а порой находящий определенную поддержку, прежде всего, в группах противников правящего режима, – это настаивание на проведении «честных и прозрачных» выборов (в западном понимании этих терминов). Вслед за этим неизбежно происходит смена или трансформация режима, что было отчетливо продемонстрировано в ходе последних бархатных революций на территории постсоветского пространства.

В период проведения парламентских выборов в Азербайджане весь дипломатический корпус США, работающий в этом регионе, был брошен на защиту американских интересов в этой отдельной взятой республике посредством процесса «демократизации» электоральных процедур и «помощи» демократическим движениям.

В период к подготовке к выборам США постоянно намекали, что их устраивают только те выборы, которые они считают демократическими. Так 20 октября заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид выразил озабоченность Вашингтона развитием внутриполитических событий в Азербайджане. Он подчеркнул, что 6 ноября у Азербайджана появится шанс провести «самые свободные и справедливые выборы в своей истории», ничего не пояснив конкретно. «Если такие выборы состоятся, то это создаст новые возможности для продолжительной стабильности и более успешной евро-атлантической интеграции Азербайджана», - отметил Д.Фрид.

Посол США в ОБСЕ Джулии Финли 20 октября, выступая в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Вене, отметила, что Вашингтон пребывает «в тревоге по поводу поступающих докладов о полицейском насилии в ходе несанкционированных акций оппозиции в Азербайджане. Демократические выборы, свобода СМИ и свобода собраний, до и после выборов, имеют ключевое значение для будущего Азербайджана». В ходе своей поездки в Центральную Азию Государственный секретарь США Кондолиза Райс подчеркивала важность для региона свободных и справедливых выборов.

Даже роль переговорщика в диалоге между Али Керимли, возглавляющим оппозиционную партию Народный Фронт Азербайджана, и властью была отведена послу США в Азербайджане Рино Харниш.

Под натиском такого мощного лобби президент Азербайджана Ильхам Алиев за 10 дней до выборов – 25 октября подписывает распоряжение о незамедлительных мерах, связанных с подготовкой и проведением парламентских выборов. Согласно документу, Милли Меджлису рекомендовалось обсудить вопрос отмены запрета на участие в качестве наблюдателей в выборах неправительственных организаций, в уставном капитале которых доля иностранных физических и юридических лиц составляет более 30%. Центризбиркому – в кратчайшие сроки подготовить инструкцию о применении системы маркировки пальцев во время голосования. В кратчайшие сроки необходимо было также подготовить и утвердить инструкцию рассмотрения жалоб касательно нарушения избирательных прав. МВД и органам местной исполнительной власти было поручено создать все необходимые условия для проведения предвыборной агитации кандидатами в депутаты, а также в соответствии с Законом «О свободе собраний» обеспечить проведение политическими партиями и избирательными блоками массовых акций.

Реакция со стороны официальных лиц Соединенных Штатов не заставила себя ждать. Официальный представитель Государственного департамента США Шон Маккормак 26 октября приветствовал известие о том, что правительство Азербайджана примет новые меры по укреплению честности и прозрачности парламентских выборов и призвал Азербайджан «как можно быстрее» реализовать меры, изложенные президентом Ильхамом Алиевым, и обеспечить свободу собраний в мирной обстановке.

Изобилие фактического материала и цитат в нашей работе направлено только на одну цель: показать читателю, под каким прессингом приходится работать организаторам выборов в странах так называемой «молодой демократии» и что конечный результат оценки уровня «демократии» государства международными миссиями и организациями не зависит от того, на какие уступки западным специалистам пошла власть в нарушение не только действующего национального законодательства, но и ряда международных документов[6].

Еще до издания соответствующих распоряжений президента, направленных на обеспечение свободных выборов, количество кандидатов на выборах оказалось рекордным за всю историю Азербайджана: на 125 мест в парламенте претендовали 2059 кандидатов. Из них 937 кандидатов - беспартийные, 434 - члены правящей партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), 115 представителей блока «Азадлыг», 74 кандидата от блока «YeS» («Новая политика»), 58 - от Либеральной партии и 49 кандидатов от Партии национальной независимости. Однако накануне голосования 475 человек воспользовались самоотводом и отозвали свои заявления о согласии баллотироваться (не исключено, что это были «технические» кандидаты, выдвинутые в помощь основным), 23 заявки аннулировал апелляционный суд Азербайджана, две - ЦИК, а двое кандидатов в депутаты умерли.
В бюллетени для тайного голосования было включено 1561 кандидат (более 12 претендентов на один депутатский мандат).

Социологические опросы еще задолго до дня голосования показывали приоритет проправительственных партий и объединений. На вопрос «За представителя какой партии вы бы проголосовали, если бы парламентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье?», задаваемый в конце лета избирателям, более 43% респондентов высказывались за представителя правящей партии «Ени Азербайджан»; около 10% - за независимых кандидатов; около 8% - за представителей оппозиционного блока «Азадлыг» и около 1% - поддержали бы оппозиционный блок "YеS" ("Новая Политика"). И результаты прошедших выборов показали, что эти электоральные предпочтения практически не изменились за весь период избирательной кампании, не смотря на фактически открытую поддержку оппозиции прозападными организациями.

 

Особенности законодательства о выборах депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики

 

В соответствии с действующим законодательством выборы депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики проходят по одномандатным избирательным округам (125 округов) по системе относительного большинства (избранным считается кандидат, набравший наибольшее, по сравнению с другими кандидатами, число голосов). Выборы в Милли Меджлис считаются состоявшимися после того, как все депутатские мандаты распределены между избранными представителями.

В связи с этим нельзя не обратить внимание на проблему так называемых «спорных территорий» (Нагорный Карабах и прилегающие районы), которые в настоящее время не контролируются властями Азербайджанской Республики. Азербайджанское население указанных территорий после начала межнационального конфликта вынуждено было покинуть их и в настоящее время около 283 тысяч граждан Азербайджана, обладающих активным избирательным правом, проживает в других районах Республики. Для организации выборов депутатов по 9 одномандатным избирательным округам, расположенным на «спорных территориях», Центральной избирательной комиссией было образовано 487 избирательных участков на территориях, на которых проживают указанные избиратели.

Правом выдвигать кандидатов в депутаты Милли Меджлиса Азербайджанской Республики наделены политические партии, блоки политических партий, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом и постоянно проживающих в соответствующем избирательном округе, а также граждане в порядке самовыдвижения. Для регистрации кандидат должен представить в соответствующую избирательную комиссию не менее 450 подписей избирателей в свою поддержку. Следует отметить, что число подписей, необходимых для регистрации снижено с 2000, по сравнению с требованиями действующего на предыдущих выборах законодательства, и является незначительным для кандидатов в депутаты национального парламента. Такие относительно либеральные требования не смогли преодолеть менее 100 человек из 2148 выдвинутых кандидатов.

Кандидат, зарегистрированный в одномандатном избирательном округе, вправе назначить члена с совещательным голосом в соответствующую окружную избирательную комиссию или в каждую участковую избирательную комиссию избирательного округа. Кроме того, политические партии и блоки, выдвинувшие кандидатов в более чем 60 одномандатных округах, вправе назначить членов с правом совещательного голоса в каждую избирательную комиссию.

Средства массовой информации, распространяемые на более чем половине территории Азербайджанской Республики, обязаны создавать условия для проведения предвыборной агитации политическим партиям и блокам, зарегистрировавшим кандидатов в более чем 60 избирательных округах. Средства массовой информации, распространяемые менее чем на половине территории Азербайджанской Республики, вправе создавать условия для проведения предвыборной агитации кандидатами, выдвинутыми по одномандатным избирательным округам и представившим необходимое количество подписей избирателей. При этом не менее одной трети эфирного времени на телевидении и радио предоставляется указанным субъектам для проведения дебатов и круглых столов.

Для финансирования избирательной кампании кандидаты обязаны создавать избирательные фонды. Избирательным кодексом Азербайджанской Республики предусмотрены предельный размер избирательного фонда, предельные размеры для каждого из источников формирования избирательных фондов.

Особенностью законодательства Азербайджана является предусмотренное право политических партий и блоков, выдвинувших или зарегистрировавших кандидатов в более чем 60 избирательных округах, создавать единые избирательные фонды. При этом предельный размер такого избирательного фонда определяется посредством умножения предельного размера избирательного фонда кандидата на количество кандидатов, выдвинутых или зарегистрированных политической партией, блоком. Вместе с тем сумма затрат на каждого из кандидатов не может превышать установленного кодексом предельного размера избирательного фонда кандидата. Единый избирательный фонд должен быть закрыт в случае, если число выдвинутых или зарегистрированных кандидатов уменьшится до 60 в результате снятия своих кандидатур или иных причин; при этом должны быть открыты специальные избирательные счета каждого из кандидатов, на которые пропорционально перечислены денежные средства единого избирательного фонда политической партии, блока. Такие правила формирования избирательных фондов создают возможность активного участия политических партий и блоков в избирательной кампании, с одной стороны, и обеспечивают реализацию принципа равенства кандидатов, с другой.

Среди особенностей процедуры голосования, прежде всего, следует отметить, что включение избирателей в списки избирателей менее чем за 35 дней до дня голосования и в день голосования осуществляется в Азербайджанской Республике только на основании решения суда. Данная норма в определенной степени затруднила реализацию гражданами, не включенными в список избирателей, своих избирательных прав. Вместе с тем, следует отметить достаточно высокий уровень организации помощи избирателям, не включенным в список избирателей, со стороны участковых избирательных комиссий. Так, кроме разъяснения возможности включения в список избирателей на основании решения суда, участковые избирательные комиссии предоставляли гражданам бланки заявлений в суд и разъясняли порядок осуществления необходимых действий. При этом, благодаря четкой организации работы судов, в день голосования было рассмотрено достаточно большое число заявлений граждан о включении в список избирателей. Так, например, по информации председателя Низаминского районного суда г. Гянджы, за 35 дней судом было вынесено более 500 решений о включении граждан в список избирателей, более 200 из которых в день голосования 6 ноября; время рассмотрения такого заявления в день голосования в среднем составляло 10-15 минут. Несмотря на указанные обстоятельства, следует, на наш взгляд, вернуться к вопросу о целесообразности установления такой жесткой процедуры включения в списки избирателей, особенно граждан, имеющих документы о проживании на территории соответствующего избирательного участка.

Кроме того, следует отметить, что списки избирателей подлежат вывешиванию для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии, а единый список избирателей – размещению на сайте Центральной избирательной комиссии Азербайджанской Республики в сети Интернет. При этом списки избирателей, вывешенные в помещениях участковых избирательных комиссий, содержат, в частности, данные об адресе места жительства избирателя. Данное положение, с одной стороны, отвечает принципу открытости и гласности при проведении выборов, однако свободный доступ к спискам избирателей, содержащим информацию конфиденциального характера, не исключает возможности сбора и использования такой информации для целей, не связанных с реализацией избирательных прав, что может нанести ущерб избирателю и затронуть его права.

Законодательство Азербайджанской Республики не предусматривает возможности изготовления избирательных бюллетеней, равно как и размещения информации о кандидатах, на каком-либо языке, кроме азербайджанского. В связи с этим у существенной группы избирателей, в первую очередь представителей национальных меньшинств, возникали трудности при заполнении избирательных бюллетеней. Следует признать, что это не в полной мере отвечает требованиям международных организаций в отношении прав национальных меньшинств. Кроме того, в связи с переводом в 90-х годах азербайджанской письменности на латиницу с существенными трудностями сталкивались избиратели пожилого возраста, владеющие азербайджанским языком. В таких условиях было бы целесообразно предусмотреть возможность дублирования соответствующей информации.

При изготовлении избирательных бюллетеней они нумеруются посредством проставления номера на отрывном угле каждого из них. Угол бюллетеня с номером отрывается членом участковой избирательной комиссии при выдаче бюллетеня избирателю.

Голосование на выборах в Азербайджанской Республике проводится с использованием прозрачных ящиков, при этом для обеспечения принципа тайного голосования предусмотрено применение конвертов для бюллетеней.

Избирательным кодексом Азербайджанской Республики предусмотрено использование карточек избирателя с целью недопущения двойного голосования. Учитывая рекомендации ОБСЕ, было принято решение об использовании невидимых чернил для нанесения отметок на пальцы проголосовавших избирателей, после чего решением Центральной избирательной комиссии Азербайджанской Республики было установлено, что предъявление карточек избирателей не является обязательным. В соответствии с принятым решением на всех посещенных избирательных участках осуществлялась маркировка пальца руки избирателя невидимыми чернилами и проверка отсутствия такой маркировки при входе в помещение для голосования. Поскольку такая маркировка применялась в Азербайджанской Республике впервые, она вызывала замечания и определенные недовольства среди избирателей. Вместе с тем, членами участковых избирательных комиссий не отмечены попытки избирателей проголосовать дважды, в связи с чем целесообразность процедуры маркировки пальцев избирателей вызывает существенные сомнения. При этом следует учитывать, что такая процедура в определенной степени осложняет процесс голосования, а применявшиеся в Азербайджане невидимые чернила, как отмечено в заявлении международных наблюдателей от СНГ, не имели сертификата качества и по ним не была проведена соответствующая медицинская экспертиза.

В целом, избирательное законодательство Азербайджанской Республики обеспечивало организацию всеобщих, равных, свободных, тайных и прямых выборов.

 

Некоторые особенности голосования и установления итогов

 

Работая в составе международной миссии наблюдения БДИПЧ/ОБСЕ авторам этих строк удалось объехать не менее двух десятков избирательных участков и воочию убедиться в свободном волеизъявлении граждан Азербайджанской Республики[7].

Кроме нас в составе миссии ОБСЕ вошло более 80 представителей из России, с которыми представители ОБСЕ в Москве накануне вылета в Баку проводили инструктивные занятия по проблематике построения демократий в развивающихся странах и роли ОБСЕ в этом процессе. Поэтому в Азербайджане мы получали информацию о ходе голосования от своих коллег практически со всей территории республики. В течение дня 6 ноября и в ночь на понедельник никаких существенных замечаний не было. Как и везде на территории СНГ отмечалось «семейное» голосование (особенно в отдаленных районах), отдельные избиратели не могли найти себя в списках, путаницу вызывала «заграничная» аппаратура по маркировке пальцев (что это? Зачем? Не вредно ли?). Все как всегда.

Удивляло (и одновременно радовало) спокойное поведение оппозиции в течение дня голосования: ни провокаций, ни демаршей, ни резких заявлений. Хотя внутренне все (и власть, и избиркомы, и мы – международные наблюдатели) были готовы к «революционным выступлениям масс».

Может быть такое спокойствие и стабильность политической ситуации вынудило руководителей международной миссии ОБСЕ резко изменить тактику работы мобильных экипажей наблюдения (2 краткосрочных наблюдателя миссии из разных стран, водитель и переводчик).

«Наверху» было принято решение: в день голосования экипажи должны выезжать по звонкам (анонимным), которые поступают в штаб-квартиру офиса миссии в Баку и дублируются экипажам операторами, о якобы имеющих место правонарушениях. Стандартная процедура, рекомендованная при осуществлении наблюдения за голосованием штаб-квартирой БДИПЧ в Варшаве, предусматривает работу в соответствии с маршрутным листом, который составляется экипажем накануне, с одним конкретным требованием к маршруту: посетить в границах округа наблюдения 8-12 избирательных участков.

В большинстве случаев информация не подтверждалась, но итоговые контрольные показатели о количестве «нарушений» начали расти. Например, экипажу №0512 было рекомендовано прибыть на избирательный участок №31 (деревня Билих Габальского района), где якобы осуществлялся подкуп избирателей. По приезду оказалось, что эта предгорная деревня живет натуральным хозяйством и при вопросах наблюдателей о раздаче денег их принимали за сумасшедших. В другом случае была получена информация, что в поселке Банут Габальского района оппозиционному блоку «Азадлык» не дали провести митинг (на центральной площади спилили деревья, чтоб негде было собираться митингующим). В ходе опроса жителей поселка и визуального осмотра выяснилось, что никто деревья не пилил и даже «не посмел бы это сделать». К сожалению, получить информацию о включении данных «нарушений» в итоговые цифры ОБСЕ нам так и не удалось и уже, наверно, не удастся никому: допуска к материалам ОБСЕ представители России не получили[8], а хранить такую информацию в архивах – себе дороже.

Такую методику работы, направленную на поиск нарушений, а не на объективную оценку процесса голосования, миссия ОБСЕ предусматривала заранее: например, в региональной группе № 5 БДИПЧ/ОБСЕ (районы Шамахи, Исмаил, Габала, Агшу, Гойшай), в маршрутных листах экипажей не были указаны фактические адреса избирательных участков, которые необходимо было посетить в день голосования, а наблюдателям было предложено найти их самостоятельно.

Инструкция краткосрочных наблюдателей требует дважды в течение дня голосования передавать контрольные формы в штаб миссии (у каждого экипажа от 20 до 30 листов заполненных форм). Однако при работе миссии в Азербайджане экипажам был дан только один телефонный номер факса в Баку, на который при таком количестве наблюдателей невозможно было прозвониться. Складывалось впечатления, что в штаб-квартире ОБСЕ в Баку эти формы вообще не были нужны.

Обвинить ОБСЕ в отсутствии опыта, квалифицированных кадров или специалистов по логистике – рука не поднимается. Нам кажется, что все достаточно реалистичней. Задача, которую ставили перед собой руководители миссии ОБСЕ в Азербайджане на 6 ноября, была далека от тех целей, которые определяли государства-участники ОБСЕ при создании этой организации – предупреждение о конфликтах и их предотвращение.

Забегая несколько вперед в хронологии освещения событий, хочется обратить внимание еще на один новый прием в работы миссий ОБСЕ, полностью скрывающий ее методы работы и все дальше уводящий миссии ОБСЕ от подлинной демократии. Речь идет о проставлении грифа «секретно» на всю информацию, полученную в ходе работы в составе миссии наблюдения БДИПЧ/ОБСЕ. Наказание за это «нарушение» наступает мгновенно.

Одному из авторов этих строк было отказано представителем БДИПЧ/ОБСЕ в обратном билете в Москву из Баку, так как он поделился с прессой информацией о миссии ОБСЕ и не подписал контракт, обязывающий его хранить молчание и в дальнейшем[9].

 

Результаты выборов

 

По данным ЦИК Азербайджанской Республики, озвученных по окончанию подсчета голосов и установления результатов, участие в голосовании приняли 1 млн. 974 тысяч 035 избирателей из 4 млн. 675 тысяч 572 граждан Азербайджана, что составляет 42,2% избирателей, включенных в списки избирателей.

По результатам выборов депутатов Милли Меджлиса, прошедших 6 октября 2005 г., кандидаты, выдвинутые партией «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан») получили 63 мандата (в парламенте предыдущего созыва партия имела 74 мандата), партией «Мусават» - 4 мандата, Партией гражданской солидарности и «Ана Ветен» - по 2 мандата, партиями «Народный фронт Азербайджана», «Умид» и еще четырех партий – по 1 мандату. Независимые кандидаты победили в 40 избирательных округах.

В день голосования в ЦИК поступили более 1000 жалоб на нарушения в ходе голосования, по которым были приняты решения. В результате проверки по ним нарушения были подтверждены в 10 избирательных округах, результаты выборов в которых были признаны недействительными решением ЦИК. Председатель ЦИК Азербайджана Мазаир Панахов уточнил, что результаты выборов по четырем избирательным округам были аннулированы ЦИК в связи с многочисленными нарушениями. В двух округах в результате отмены итогов голосования по ряду участков победа досталась представителям оппозиции, хотя ранее в них лидировали кандидаты от правящей партии «Ени Азербайджан». В связи с нарушениями также аннулированы итоги голосования в 460 избирательных участках из 5136.

Конституционный Суд Азербайджанской Республики, рассмотрев в соответствии со ст. 86 Конституции и ст. 171 Избирательного кодекса Азербайджана, подтвердил результаты выборов по 115 избирательным округам. Повторные выборы по 10 округам назначены на 13 мая 2006 г.

Но это были только первые результаты, которые в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики могут быть обжалованы и изменены. Последнюю точку в этих спорах может поставить только суд, а предсказать его решение невозможно.

Результаты выборов в Азербайджане не оставляют сомнений в действительной победе президента Алиева и лояльных ему политических сил. Большинство в новом республиканском парламенте, даже по данным опросов на выходе с избирательных участков, проводившихся западными социологическими службами, либо же на западные гранты, получила партия «Ени Азербайджан». Оппозиция не получила даже «блокирующего» числа мест в парламенте, не позволяющего проправительственной партии принимать решений, для которых необходимо квалифицированное большинство.

Говоря о результатах прошедших выборов, с очевидностью можно отметить еще один факт: «оранжевая революция», ориентированная по своему содержанию на Запад, в Азербайджане не состоялась. Причин, которые озвучивают политологи, можно называть много: это и отсутствие конструктивной программы у оппозиции, ее разобщенность, ликвидация канала зарубежного финансирования оппозиционеров непосредственно перед выборами, плохая «работа» руководства миссии ОБСЕ, выводы которой не нашли поддержки даже внутри самой миссии и т.п. Но факт остается фактом: Азербайджан не стал заложником «демократии». Демократии в западном понимании смысла этого слова.

Азербайджан и дальше будет укреплять свою государственность, при этом снижая влияние зарубежных стран, прежде всего, США.

 

Заключение

 

С существенным запаздыванием государства молодой демократии, расположенные на постсоветском пространстве, начинают по серьезному вникать в проблему оценки легитимности выборов и пытаются самостоятельно определять методику и параметры оценивания электоральных процедур, применяемые в ходе международных миссий наблюдения. Россия впервые в современной истории направила большую группу специалистов в состав международной миссии наблюдения ОБСЕ в Азербайджане. Представителей России руководители миссии не только не пустили за общий стол, но даже не поделились с ними многослойным пирогом демократии, который был совместно испечен странами-участниками ОБСЕ.

Правила, по которым «играют» в ходе международных миссий наблюдения представители международных уважаемых организаций, таких как ОБСЕ, БДИПЧ/ОБСЕ, ПАСЕ, ПА НАТО, настолько неконкретны, неопределенны и непрозрачны, что «вписаться» в них, практически невозможно, даже исполняя все требования и рекомендации этих организаций.

Все очевидней в действиях международных миссий стала прослеживаться политическая составляющая, направленная на ослабление государственного суверенитета и расширения зоны политического влияния Запада.

Власть закона является основополагающим компонентом демократического общества и в широком смысле слова определяется как принцип, согласно которому все члены общественных отношений - и отдельные граждане, и организации, и государства – должны быть связаны системой четко определенных и общепринятых норм и критериев. Без этого невозможно осуществить построение подлинной демократии и стабильного миропорядка.


[1] По данным ЦИК Азербайджана в число зарегистрированных международных наблюдателей вошли: 663 наблюдателя из Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (ОБСЕ/БДИПЧ), 1 делегат Совета Европы, 51 представитель ПАСЕ, 360 – от Содружества Независимых государств, 3 – от Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 15 - Парламента Эстонии, 37 - посольства США в Азербайджане, 4 - посольства Польши в Азербайджане, 4 - посольства Ирана в Азербайджане, 4 - посольства Казахстана в Азербайджане,1 - посольства Грузии в Азербайджане, 2 - Международного Фонда избирательных систем (IFЕS), 1 - Фонда Евразия, 3 - Центральной Избирательной Комиссии Украины, 3 - Центральной Избирательной Комиссии Грузии, 5 - Центральной избирательной Комиссии Латвии, 3 - Международной кризисной группы, 25 - болгарской Неправительственной организации CIFDE, 33 - Неправительственной организации LiMEC, 4 - неправительственной организации LINKS, 25 - Центра дипломатических и стратегических исследований (DSAM), 6 - Магдебургского Университета (Германия), 13 наблюдателей из Латвии, 3 - из Эстонии, 6 - Центра выборов и демократии, 2 - из Боснии и Герцеговины, 1 - из Румынии, 3 - из Венгрии, 2 - из Германии, 3 - из Словении, 3 - США и 2 - из Великобритании.

[2] Господин Г. Аренс был руководителем миссии наблюдателей ОБСЕ на скандальных президентских выборах 2004 года в Украине.

[3] См., например, материалы РОИИП по выборам президента Киргизии, состоявшимися 10 июля 2005 г., когда представители БДИПЧ/ОБСЕ, ссылаясь на установленный порядок, отказывались выступать совместно с другими миссиями международных (иностранных) наблюдателей на пресс-конференциях до окончания голосования (журнал «Представительная власть. Законодательство, комментарии, проблемы» № 4 и № 5 за 2005 г.).

[4] Миссия наблюдения БДИПЧ/ОБСЕ в Азербайджане опубликовала первый промежуточный отчет о предвыборной ситуации в стране менее чем через месяц своей работы. В документе отмечалось, что в случае правильного правоприменения существующая законодательная база дает возможность для проведения демократических парламентских выборов в Азербайджане, хотя предложения БДИПЧ/ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы, направленные на усовершенствование Избирательного кодекса, не были учтены властями. В то же время констатировался факт выявления ряда негативных моментов, что однозначно усиливало политическую поляризацию азербайджанского общества перед голосованием.

Второй промежуточный отчет был обнародован в середине октября и также изобиловал замечаниями и претензиями к организаторам выборов.

 

[5] По результатам опросов общественного мнения, проведенных в июле 2005 г., на вопрос, что если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, большинство опрошенных (74,4%) проголосовали бы за кандидатуру главы государства Ильхама Алиева, за Ису Гамбара (партия "Мусават")- 5,1% респондентов, Лалу Гаджиеву (экс-председатель Либеральной партии) - 3,1%, Али Керимли (Партия Народного Фронта) - 1,7%, Расула Гулиева (председатель Демократической партии)- 1,1%, Ильяса Исмайлова (партия "Адалят") - 0,9%, Аяза Муталибова (сопредседатель социал-демократической партии) - 0,4%.

 

[6] Так, в соответствии с Рекомендациями по анализу законодательной базы БДИПЧ/ОБСЕ (Варшава, январь 2001 г.) «нормативы, обеспечивающие проведение выборов, не должны приниматься путем декретов, исходящих от исполнительной ветви власти». Согласно п. 7.1 Руководства наблюдателю за выборами БДИПЧ/ОБСЕ (пятое издание, 2005 г.) изменения не должны вноситься в законодательство незадолго до выборов, поскольку они могут вызвать недоразумения или привести к появлению нестабильной или непредсказуемой обстановки. В соответствии с § 2 ч.2 Свода рекомендуемых норм при проведении выборов Венецианской комиссии (Венеция, 2002 г.) не рекомендуется изменять элементы закона о выборах менее чем за год до проведения выборов.

[7] Присутствуя в международной миссии наблюдения в качестве краткосрочных наблюдателей, мы, авторы данного материала, не беремся (не имеем на это морального права) оценивать процесс формирования воли избирателей, который происходит на этапе агитационной кампании, и не можем дать оценку насколько свободно (без давления властей, других, в том числе международных и иностранных, субъектов избирательного процесса) была сформирована политическая воля избирателя, которую он реализовал на голосовании 6 ноября 2005 г.

[8] Заместитель главы миссии БДИПЧ/ОБСЕ в Азербайджане датчанин Х.Епсен, а в последствие и сам глава миссии немец Г.Аренс отказали заместителю директора департамента МИД России А.В.Чипурину, включенному в состав миссии БДИПЧ/ОБСЕ, присутствовать при выработке итогового заключения. Несмотря на то, что из России в составе миссии БДИПЧ/ОБСЕ находилось 85 человек, что составляет около 15% от численности всей миссии, ни один из них не был включен в рабочую группу по подготовке заявления о предварительных выводах.

 

[9] «Без предварительного одобрения ОБСЕ эксперт/консультант ОБСЕ не должен, за исключением случаев получения необходимой для его работы информации, вступать в контакт с какими-либо лицами, представителями власти и другими официальными лицами вне рамок ОБСЕ, с целью передачи им информации, полученной им за счет того, что он является представителем ОБСЕ, которая не стала достоянием общественности, а также в любое время он не должен использовать такую информацию для достижения частных интересов (в личных целях). Эти обязательства не прекращаются после истечения срока действия настоящего Соглашения» (перевод с английского п. 6.3 контракта, подготовленного ОБСЕ для подписания с краткосрочными наблюдателями)