Выступление исполнительного директора Российского общественного института избирательного права А.В. Игнатова на пленарном заседании 35 сессии Совета ООН по правам человека 7 июня 2017 г.
РОИИП принял участие в 35-й сессии Совета ООН по правам человека
Уважаемые участники сессии!
Свобода выражения мнений и информации названа Генеральной Ассамблеей ООН «фундаментальным правом человека и критерием всех остальных свобод, которым посвящена деятельность Организации» еще в 1946 году, до принятия Всеобщей декларации прав человека, и прочно укоренилась во всех последующих международных правозащитных документах, легла в фундамент правозащитной деятельности ООН. С появлением новых информационных сфер, прежде всего сети Интернет, международное сообщество распространило действие принципов и норм о свободе выражения на информацию в сети.
Однако, в последнее время все чаще стали фиксироваться нарушения этого фундаментального права, причем допускаются они все чаще государствами, которые активно провозглашают защиту прав человека приоритетным направлением своей политики и считают себя образцом для подражания в правозащитной сфере. Нарушения эти касаются свободы выражения мнения как через средства массовой информации, так и в индивидуальном качестве через интернет, включая социальные сети.
Только за последний год фактически правилом в целом ряде западных демократий стало ограничение прав журналистов исключительно по той причине, что они представляют неудобное для организаторов мероприятия средство массовой информации или государство.
Так, журналисты телеканала RT и информационного агентства Спутник не допускались к участию в брифингах предвыборного штаба кандидата Э.Макрона на выборах Президента Франции исключительно на том основании, что они, по мнению кандидата и руководителей штаба, являются орудием пропаганды, а не средством массовой информации.
Аналогичные ограничения наблюдались в Соединенных Штатах Америки, где касались не только иностранных, но и собственных средств массовой информации. В обиход вошел термин фейковые новости, который как ярлык навешивается на СМИ, представляющие альтернативную точку зрения. Известны случаи отказов официальных представителей органов власти отвечать на вопросы аккредитованных журналистов.
Вместе с тем, свобода деятельности журналистов, их право освещать события, в том числе высказывать собственное мнение, является необходимым условием свободы выражения мнений и информации.
Успешно принимают опыт и новые власти Украины, где после победы Евромайдана в 2014 года парламентом были введены ограничения в отношении российских средств массовой информации, а 15 мая 2017 года президентом страны принято решение о блокировке доступа к интернет-ресурсам российских компаний, включая поисковые, информационные и почтовые сервисы, социальные сети. При том что десятки миллионов граждан Украины пользовались этими ресурсами, которые нередко являлись не только средством выражения мнения, но и просто доступным средством общения.
Отсутствие адекватной реакции международного сообщества и правозащитных структур на очевидные нарушения свободы выражения мнений и других фундаментальных прав человека создает условия для продолжения такой деятельности на Украине, последствия которой с каждым подобным решением становятся все более существенными.
В связи с этим хотелось бы призвать Совет ООН по правам человека и Верховного комиссара ООН по правам человека обращать внимание в равной степени на все нарушения фундаментальных прав человека, вне зависимости от того, в каком государстве они допущены и какие цели при таких нарушениях декларируются, выступая эффективным институтом их защиты.
Спасибо за внимание!