Тезисы выступления Борисова И.Б. (РОИИП) на 20-м ежегодном Совещании ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения 27 сентября 2016 г. (заседание 12: Основополагающие свободы, включая свободу мысли, совести и вероисповед
Тезисы выступления Борисова И.Б. (РОИИП)
на 20-м ежегодном Совещании ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения
27 сентября 2016 г.
(заседание 12: Основополагающие свободы, включая свободу мысли, совести и вероисповедания)
Уважаемые участники совещания!
Уважаемый председательствующий!
Хельсинский заключительный акт 1975 года обозначил основные цели работы ОБСЕ в области человеческого измерения:
- защита и поддержка прав человека и основных свобод
- поддержка устойчивых демократических институтов
- обеспечение верховенство права.
В основе ОБСЕ должно лежать сотрудничество и обмен информацией.
Основополагающие свободы, в том числе свобода мысли, совести и вероисповедания, являются непрерывным и не пресекаемым процессом, обеспечивающие стабильность в любом цивилизованном обществе.
Всеобщая декларация прав человека в ст. 18 и 19 гарантировала права на свободу мыслей и убеждений.
Никто не будет отрицать, что присутствие любых надзорных или контрольных органов обеспечивают максимальное исполнение требований законов и установленных процедур.
Права и свободы человека являются универсальной ценностью и их соблюдение не должно зависеть ни от места расположения государства, ни иерархии государства в «табели демократических рангов». Однако в последние годы отмечается общая тенденция, связанная не только с объективными законами развития и стагнации, но и глубоким консерватизмом международных институтов, не способных реагировать на меняющуюся ситуацию.
Наивысшей степенью проявления свободы убеждений, в светском понимании этого термина, является свобода волеизъявления, осуществляемая в рамках установленных демократических норм и принципов.
Приходиться только сожалеть, что организаторы ежегодного Совещания ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения конкретным вопросам соблюдения прав и свобод при реализации своих убеждений и мыслей в цивилизованном, демократическом формате не отвели ни одной сессии! По моему, это впервые за всю историю Совещаний, когда тематика выборов и наблюдения за выборами отсутствует в повестки дня!
Поэтому хотелось сказать всего несколько слов на эту тему в привязке к свободе мысли и убеждений, в глобальном смысле этих понятий.
На фоне постоянно позитивно изменяющейся электоральной ситуации в странах так называемой «молодой демократии», проблемы организации выборов на Западе, охраняющие веками сложившиеся «демократические традиции» все больше и больше вызывают недовольство населения и приводят к достаточно радикальным решениям – начиная от возрастания идей национализма, заканчивая откровенным отказом от европейских ценностей целыми народами, что, безусловно, не может не отражаться на основополагающих правах и свободах.
При этом международные организации, занимающиеся гуманитарными вопросами, включая БДИПЧ ОБСЕ, продолжают стоять спиной к этим проблемам и закрывать глаза на массовые и далеко не процедурные нарушения.
Сегодня в перманентном режиме государства-участников находятся под мониторингом только одной миссии ОБСЕ - миссий по наблюдению за выборами.
Практически всегда миссии БДИПЧ ОБСЕ не замыкаются периодом избирательной кампании, а выходят за ее пределы, оценивая ситуацию в стране пребывания комплексно. Будапештский СМИД 1994 г. решил: «…12. БДИПЧ будет играть более значительную роль в наблюдении за процессом выборов до их начала, в ходе них и по их окончанию».
Так, в своем предварительном заявлении по результатам выборов в Российской Федерации от 19 сентября миссия БДИПЧ ОБСЕ дала свою оценку состоянию гражданского общества, основным свободам и политическим правам, свободе СМИ и некоторым другим аспектам развития гуманитарного сектора в Российской Федерации.
Наверно, это направление может быть перспективным для развития институтов БДИПЧ ОБСЕ.
Но для этого надо пройти еще длительный путь, начиная с принятия соответствующей нормативной базы, до приведения в соответствие с международными стандартами практику работы мониторинговой миссии ОБСЕ.
Непредвзятость, деполитизированность, беспристрастность – это все то, что еще предстоит приобрести в пакет принципов работы мониторов ОБСЕ (Например, приглашение в тех. состав миссии в России осуществлялся по признаку определенного пристрастия к конкретным организациям).
Исключение двойных стандартов – повысит доверие ОБСЕ среди населения стран, постоянно попадающих под мониторинг (государства к «Востоку от Вены») и не будут восприниматься как политический инструмент оппозиции для смены власти.
В этой связи, учтет ли миссия ОБСЕ в своем заключении аномальную ситуацию с правами черного населения в США, где бунты, грабежи и гражданские беспорядки становятся обыденным явлением. Последний пример: несколько дней хаоса на прошлой неделе в городе Шарлотт (Северная Каролина) в период активной фазы выборов президента США.
Заинтересует ли миссию БДИПЧ ОБСЕ включение в списки избирателей в США «мертвых душ». Так, журналист Брайан Маас из KCNC-TV (Денвер) выявил несколько случаев в последние годы, когда мертвые жители Колорадо принимали участие в выборах. Например, скончавшийся ветеран Второй мировой войны Джон Гроссо проголосовал на праймериз 2006 г., а женщина по имени Сара Соса, скончавшаяся в 2009 г., бросала свой избирательный бюллетень в урны в 2010, 2011, 2012 и 2013 гг. Ее муж Мигель Соса умер в 2008 г., но и год спустя его имя значилось в списках проголосовавших избирателей. (Ежедневный электронный журнал США
Подключатся ли полномасштабные мониторинговые миссии ОБСЕ, изредка приезжающие в Европу, к проблемам миграции, роста ксенофобии и возрожденя националистических настроений, ярко проявляющихся в период избирательных кампаний.
Обратят ли внимания представители БДИПЧ ОБСЕ на игнорирование интересов национальных меньшинств в Украине при организации выборов в Верховную Раду, когда нарезка избирательных округов была сделана таким образов, чтобы в высший законодательный орган государства не прошел ни один венгр?
Как интенсифицировать деятельность ОБСЕ в Минском формате по политической составляющей? Ведь пробуксовка вопросов, доверенных представителям ОБСЕ и связанных с организацией выборов, проведения амнистии, обмена пленными в отдельных районах Донецкой и Луганской областей – не только нарушают основополагающие права жителей Украины, но и приносит практически ежедневно все новые жертвы.
Вызывают вопросы открытость и нацеленность на позитивный результат работы мониторинговых миссий.
Несмотря на то, что одним из основных инструментов деятельности ОБСЕ, направленной на снижение напряженности, является обмен информацией, БДИПЧ ОБСЕ категорически отказывается предоставлять полную информацию о своей работе в национальных государствах.
С 2011 года мы просим БДИПЧ ОБСЕ предоставить данные (деперсонализированные) первичных документов работы краткосрочной миссии БДИПЧ ОБСЕ в России, но до сих пор от российской общественности пытаются что-то скрыть. Руководитель миссии БДИПЧ на прошедших 18 сентября выборах в России посол Ян Петерсон нам прямо заявил: Ничего вам не дадим, а ели что не понятно в нашем отчете – пришлем «толкователей» из Варшавы!
Конечно, проблема не в руководителях миссии, а в подходах БДИПЧ ОБСЕ к мониторингу. Пока самоцелью мониторинга БДИПЧ остается только оценка выборов, а не содействие реализации прав и свобод граждан и верховенство права, как это указано в основополагающих документах ОБСЕ, мы будем топтаться на месте и не использовать потенциальные возможности БДИПЧ в интересах основополагающих свобод.
Приглашаем на «круглый стол»: 13.00, зал № 1 «Основополагающие свободы в период избирательной кампании», где мы более подробно осветим указанные проблемы и попытаемся наметить пути их решения.
Спасибо за внимание!