Тезисы выступления Лосевой О.В. на 20-м ежегодном Совещании ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения 27 сентября 2016 г. Заседание: «Основополагающие свободы, включая: - свободу мысли, совести и вероисповедания»

Тезисы выступления Лосевой О.В.

на 20-м ежегодном Совещании ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения

  1. 27 сентября 2016 г.

    Заседание: «Основополагающие свободы, включая:

    - свободу мысли, совести и вероисповедания»

     

Уважаемые участники и гости совещания!

Свобода совести - это свобода каждого человека от любого идеологического и духовного контроля, право каждого человека самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей, не подвергаясь дискриминации и преследованию со стороны государства и общества.

Свобода совести – это неотъемлемое право человека на независимость внутренней духовной жизни, возможность самому определять свои убеждения и в качестве такового она характеризует одну из сторон правового статуса личности, являясь важнейшей из гражданских свобод, относящихся к основным правам и свободам человека и гражданина.

Свобода совести - не что иное, как свобода выбора морально - этических воззрений человека (что считать добром или злом, добродетелью или пороком, подлостью или благородством, порядочностью, честным или бесчестным поведением).

Среди всех прав и свобод человека одно из центральных мест принадлежит правам и свободам в сфере мировоззрения каждого отдельного человека. 

Несмотря на заявления многих украинских политиков о их приверженности правам человека и демократии, на Украине происходят  события близкие к гуманитарной катастрофе в сфере свободы совести.

В сфере существующего конфликта, связанного с захватом у канонической Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) храмов и святынь, на нашем Совещании уже говорили и еще скажут достаточно много.

Хотелось бы добавить несколько слов о проблемах реализации свободы мысли на Украине в более широком аспекте.

Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека дополняет понятия свободы мысли: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений…»

Но может ли государство, игнорирующее право на свободу мысли в одном вопросе, неукоснительно соблюдать его в другом?

Существующая дискриминация в отношении свободы вероисповедания приводит к ограничениям в политической жизни.

Это косвенно подтверждают и социологические исследования. Так, в мае 2014 года опрос Pew Research показал, что атеизм является самым дисквалифицирующим фактором для потенциального кандидата на выборные должности (веб-сайте The Washington Post 22 сентября 2015 г.). Более половины опрошенных заявили: маловероятно, что мы проголосуем за кого-то, кто не верит в Бога. Опрос Pew также выявил, что из всех связанных с религией групп, именно атеисты рассматриваются американцами наиболее негативно (www.washingtonpost.com, 22 сентября 2015 г.)[1].

Но свобода выражения своих убеждений в цивилизованном обществе происходит цивилизованными способами, в рамках общепризнанных демократических стандартов и принципов.

Попытка воспрепятствовать или «не замечать» как пытаются воспрепятствовать выражению своих убеждений – это и есть отступление от принятых на себя обязательств государством-участником ОБСЕ.

На кануне выборов, в ночь с 16 на 17 сентября к Посольству России в Киеве пришла группа лиц, которые приняли участие в акции против проведения выборов. Участники акции бросили на территорию дипмиссии в украинской столице дымовую шашку и обстреляли здание при помощи салютной установки. В нападении учавствовали около 20 радикалов. Киевская полиция заявила, что устанавливает причастных к этому лиц. Имуществу Российской Федерации был причинен материальный ущерб.

18 сентября, в день выборов, через несколько часов после открытия избирательных участков местные радикалы также пришли к зданию посольства в Киеве и заблокировали вход, чтобы помешать российским гражданам войти внутрь и принять участие в голосовании. Они пытались сломать забор и проникнуть на территорию дипломатического представительства, но силовики повлияли на них, задержав двоих активистов.

Протестующие всячески препятствовали гражданам Российской Федерации, когда те пытались пройти на территорию посольства и проголосовать. Одна из словестных перепалок переросла в стычку, в ходе которой несколько украинцев избили россиянина.

Блокада Российскокого посольства в Киеве завершилась около шести вечера. Перед тем как разойтись, украинские националисты сожгли российский флаг.

В Одессе также произошла потасовка, после того как представители «Правого сектора» попытались заблокировать проход для голосования гражданам России. Произошла потасовка между предстваителями «Правого сектора» и полицией. Началось все с того, что группа активистов в составе около десяти человек прибыли к генконсульству, один из них попытался помешать человеку пройти проголосовать на территорию консульства.

Из 80 тысяч российских граждан на Украине проголосовать смогли лишь 369 человек: 155 в Киеве, 120 в Одессе, 56 в Харькове и еще 38 во Львове.

Министерство иностранных дел Российской Федерации и Центральная избирательная комиссия России призывали ОБСЕ и их специальную мониторинговую миссию на Украине провести мониторинг обстановки вокруг российских загранучреждений, и обращались в ОБСЕ с просьбой помочь обеспечить безопасность на избирательных участках Украины, где граждане России должны были голосовать за кандидатов в депутаты Государственной Думы Россиийской Федерации.

Избирательные участки для голосования россиян были открыты в посольстве России в Киеве, а также в генконсульствах Российской Федерации в Одессе, Харькове и Львове.

Член ЦИК России Лихачев Василий Николаевич предупреждал, что на избирательных участках в Украине необходимо будет усилить меры безопасности. Он сообщил, что дважды обращался к БДИПЧ ОБСЕ с просьбой направить в день голосования в Украину своих представителей на эти четыре участка, но получил отказ.

В основе власти любого правительства должно лежать мнение и убеждение народа!

Мы знаем ответ на наше возмущение директора БДИПЧ ОБСЕ посла Михаэля Линка:

— Наш мандат предусматривает исключительно наблюдение и оценку выборов на территории страны. У нас нет полномочий наблюдать за ходом голосования на Украине и что-то комментировать. Поэтому мы не будем этого делать (Свежее интервью Посла Н. Линка ТАСС, опубликованное 26.09.16)

Но оставлять без реакции такой факт со стороны ОБСЕ, как организации занимающейся вопросами прав человека комплексно,  явно не допустимо.

Спасибо за внимание!

 

 


[1] http://english.gov.cn/archive/publications/2016/04/14/content_281475327578479.htm