Выступление Борисова И.Б. на международном семинаре Действующего председательства ОБСЕ по избирательной проблематике (Вена, 20 июля 2015 года)
Уважаемый председательствующий!
Уважаемые участники и гости мероприятия!
На нашем уже ставшим традиционном семинаре ОБСЕ по вопросам выборов вновь затрагивается очень важная тема, связанная с лучшей практикой организации и проведения демократических выборов. Разделяю озабоченность директора БДИПЧ г-на Г.Линка о существовании целого ряда серьезных проблем в абсолютном большинстве государств ОБСЕ.
Каждое цивилизованное государство, каждая нация и каждый народ стремятся организовать национальные электоральные процедуры с максимальной эффективностью и полным соответствием ожиданиям своих избирателей. Для содействия реализации этой задачи наши страны создали межгосударственные объединения, в сферу полномочий которых включили и задачи по содействию демократическим выборам.
Именно с этой целью 25 лет назад государства-участники ОБСЕ приняли решение «создать в Варшаве Бюро по свободным выборам для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках». «Наши государства будут сотрудничать и оказывать друг другу поддержку с целью сделать демократические завоевания необратимыми», - отмечалось в Парижской хартии для новой Европы (1990 г.).
В 1996 году вышло первое издание «Руководства по наблюдению за выборами» БДИПЧ ОБСЕ, в 2010 – уже шестое. И сегодня можно проанализировать, какова роль института международного наблюдения, который в зоне ответственности ОБСЕ олицетворен Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
Не умоляя заслуги этого института в демократических процессах, хотелось бы остановиться в первую очередь на проблемах, которые не дают развиваться международному наблюдению как одного из акторов реализации избирательных прав и свобод, а загоняют этот институт в тупик. В связи с последним в рамках ОБСЕ даже принималось дополнительное соглашение о взаимодействии БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ.
1. Обратите внимание, не одно издание БДИПЧ по наблюдению за выборами (право на подготовку которого в 1994 году достаточно опрометчиво со стороны государств-участников было поручено той организации, которая его и исполняет) не указывает цель наблюдения, как содействие реализации избирательных прав и свобод граждан (ради чего и создавалось БДИПЧ государствами-участниками). Цель наблюдение, как сегодня трактует его само БДИПЧ, - это контроль за выполнением государствами-участниками обязательств в сфере организации выборов. Не содействие, а контроль. Содействие подразумевает участие в позитивном процессе реализации прав граждан, контроль – пассивное наблюдение и выставление оценок.
2. Невмешательство во внутринациональный избирательный процесс. Речь идет о публичном участии в виде промежуточных и предварительных заявлениях. Эта функция не входит ни в одну из задач БДИПЧ: ни в ту, которую определили государства-участники при создании Бюро, ни в ту, которая БДИПЧ сама себе установила. Решение СМИД ОБСЕ (2002 г., Порту) призывает государства-участники более действенно реагировать на рекомендации БДИПЧ, однозначно подразумевая, что рекомендации направляются в адрес государства, а не в адрес неопределенного круга избирателей. По факту помимо контроля БДИПЧ пытается участвовать в электоральном национальном процессе и одновременно оценивать его, что объективно стаскивает деятельность международных наблюдателей в политическую плоскость.
3. Открытость и гласность работы международных наблюдательных миссий (в качестве примера рекомендую обратить внимание на организацию работы независимых международных наблюдателей на федеральных выборах в РФ в 2011 и 2012 годах – на сайте и в изданиях РОИИП). Призываю нового директора БДИПЧ раскрыть секрет «полишинеля», доставшийся ему от предыдущего директора, и придать гласности заполненные формы краткосрочных наблюдателей с выборов в Российской Федерации последнего цикла
4. Также хочется отметить еще ряд проблем современного института международного наблюдения ОБСЕ, в котором отсутствует:
· Гласность и открытость работы миссии
· Порядок контроля обобщения форм для заключения и проверка их подлинности
· Механизм предварительного согласования заявлений с наблюдателями
· Механизм обсуждения и одобрения выводов с наблюдателями и получение отзывов от национального избирательного органа
· Механизм учета особых мнений наблюдателей
· Механизм сопряжения процедур наблюдения с национальными правилами и нормами организации избирательного процесса
Сегодня центробежные силы пытаются разорвать институт международного наблюдения и БДИПЧ ОБСЕ необходимо двигаться дальше от разработки логистических процедур к содержательной помощи в реализации избирательных прав граждан.
Пользуясь случаем, приглашаю директора БДИПЧ г-на Линка войти в попечительский совет Российского общественного института избирательного права, который в пять раз старше европейской демократической платформы, в которой г-н директор возглавляет попечительский совет, да и география деятельности у РОИИП гораздо шире.
Спасибо за внимание!
И.Б.Борисов