Выступление исполнительного директора РОИИП А.В. Игнатова на Совещании ОБСЕ по вопросам выполнения обязательств в области человеческого измерения
Выступление исполнительного директора Российского общественного института избирательного права А.В. Игнатова на Совещании ОБСЕ по вопросам выполнения обязательств в области человеческого измерения (заседание №13 - Демократические выборы и наблюдение за выборами - обмен примерами лучшей практики), 1 октября 2013 г., г. Варшава.
Развитие международных обязательств в сфере демократических выборов
Уважаемые участники совещания!
Если методология наблюдения БДИПЧ – это «золотой стандарт», то я хотел сказать несколько слов о «платиновом стандарте», к которому необходимо стремиться.
Рассматривая вопросы демократических выборов и наблюдения за ними, передовых практик в области выборов невозможно обойти вниманием проблему международно-правового регулирования этих вопросов, создания четких и единообразно понимаемых стандартов демократических выборов и наблюдения за ними. Мы как представители неправительственных организаций в сфере выборов, в первую очередь, ориентируемся именно на положения международных актов.
Сравнение международно-правовой базы, созданной на сегодняшний день в рамках различных организаций в нашем регионе, наглядно показывает, что Содружество Независимых Государств, несмотря на то, что оно является самой молодой международной организацией среди действующих в сфере демократических выборов, уже имеет одну из самых передовых правовых баз своей деятельности.
Именно в рамках СНГ принят единственный на сегодняшний день международно-правовой акт, имеющий юридически обязывающий характер и устанавливающий стандарты демократических выборов и обязательства государств-участников по обеспечению таких стандартов. Речь идет о Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, подписанной в Кишиневе в 2002 году. Конвенция не просто перечисляет стандарты выборов, но раскрывает содержание каждого из них, перечисляет требования, которые должны быть выполнены государствами-участниками для соблюдения принципов всеобщего избирательного права, равного избирательного права, свободных выборов и так далее – по каждому из принципов и стандартов.
Конвенция также содержит перечень прав наблюдателей, в том числе международных, которые государства-участники обязаны им предоставить.
Юридически обязывающий характер Конвенции, ее ратификация парламентами присоединившихся государств дает возможность заинтересованным лицам применять ее, в том числе используя внутригосударственные механизмы защиты своих прав, включая судебную защиту. Это, безусловно, повышает эффективность Конвенции и международных гарантий избирательных прав в целом.
В рамках СНГ также приняты и применяются на практике Рекомендации для международных наблюдателей за выборами и референдумами, в которых детально прописаны не только функции рядового наблюдателя в составе миссии по наблюдению за выборами, но и порядок работы руководства миссии по обобщению материалов и подготовке выводов миссии. Очень важно, что Рекомендации содержат механизм и критерии оценки степени соблюдения международных обязательств государств в сфере демократических выборов, т.е. то, чего не хватает методическим документам БДИПЧ ОБСЕ.
В рамках СНГ действуют Рекомендации по совершенствованию законодательства государств-участников СНГ о выборах, в которых изложены международные избирательные стандарты и содержится перечень конкретных мер для обеспечения их наиболее полной реализации при разработке законов о выборах. Аналогичные рекомендации в настоящее время разрабатываются в отношении выборов глав государств, а также в отношении муниципальных выборов и местных референдумов; принята Декларация о принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах-участниках СНГ.
При этом все указанные рекомендации и декларации приняты Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ после тщательного и детального обсуждения в парламентах государств, центральных избирательных органах, общественных объединениях и экспертном сообществе. Такой механизм разработки и принятия документов позволяет учесть максимальное количество предложений, соблюсти интересы всех государств-участников, выработать универсальные подходы.
К сожалению, единственным аналогичным по детализации положений актом в общеевропейском пространстве сегодня является Свод рекомендуемых норм о выборах, принятый Венецианской комиссией. Однако, при всем авторитете этого органа, его решения все-таки не носят обязательный характер.
Все мы прекрасно знаем содержание Копенгагенского документа 1990г.: там только перечислены принципы проведения выборов, которые признаются государствами-участниками ОБСЕ. Однако ни в самом Копенгагенском документе, ни в каком-либо ином документе в рамках всей ОБСЕ мы не видим раскрытия этих принципов, наполнения их конкретным содержанием. Кроме того, все обязательства ОБСЕ носят исключительно политический характер.
Напомню, несколько лет назад рядом государств вносилось предложение о принятии Европейской конвенции о стандартах демократических выборах, ставился вопрос о принятии в рамках ОБСЕ расширенного документа под условным названием «Копенгаген плюс», в котором предполагалось детализировать существующие обязательства. Проект конвенции, кстати, получил одобрение той же Венецианской комиссии. Однако, целый ряд государств, в первую очередь, западных, по-видимому, не готовы взять на себя какие-либо конкретные обязательства в сфере демократических выборов, и тем более не готовы принимать на себя юридические обязательства в этой области. Движения в этом направлении нет. Процесс развития правовой базы ОБСЕ фактически заморожен.
Боюсь, что при сохранении этих тенденций в международном сообществе актуальным станет обсуждение документа с условным названием не «Копенгаген плюс», а «Кишинев плюс», который включит в себя дополнительные обязательства в сфере демократических выборов.
Благодарю за внимание.