Выступление Председателя Совета РОИИП И.Б. Борисова на Совещании ОБСЕ по вопросам выполнения обязательств в области человеческого измерения
ВЫСТУПЛЕНИЕ БОРИСОВА И.Б.
НА ОБЗОРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОБСЕ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ИЗМЕРЕНИЮ
(12 рабочее совещание, Варшава, 1 октября 2013 г.)
Уважаемые участники и гости обзорного совещания ОБСЕ!
Уважаемый председательствующий!
Уважаемые коллеги!
За прошедший год с момента предыдущего совещания в регионе ОБСЕ прошел целый ряд выборов, как общенационального, так и местного уровня, в том числе и на территории нового члена организации – Монголии. За этот период прошли общенациональные выборы в Украине, Словении, Сербии, США, Чехии, Армении, Италии, Черногории, Норвегии, Германии, Австрии и в других государствах-участниках ОБСЕ (более двух десятков). Охватить такое количество выборов даже усеченными миссиями и дать объективное заключение задача не из простых.
Любое международное (иностранное) наблюдение за выборами, в отличие от национального наблюдения, основывается на опосредованной (косвенной) информации своих источников, прежде всего - открытую информацию в СМИ, информацию от собеседников - организаторов выборов и участников избирательного процесса. Только один этап предусматривает личное наблюдение за процедурами – в день голосования при условии присутствия краткосрочных наблюдателей. Но по признанию самих руководителей миссий, он составляет только одну небольшую часть итогового отчета. А сами анкеты наблюдателей остаются закрытыми даже для членов миссий наблюдения.
В период выборов тяжело (практически – невозможно) в стране пребывания найти беспристрастный источник информации или СМИ, не находящимися под влиянием той или иной лоббистской структуры и не заинтересованными в исходе выборов. Даже международные организации всегда под разными «политическими» углами начинают смотреть на проходящие национальные выборы.
И это объективная реальность, не замечать которую мы не можем.
На наших глазах выборы в одних странах превращаются в шоу (визуализируются), в других – становятся предметом нападок. И то и другое искажает реальную картину подлинного восприятия электоральных процедур.
Выборы, как шоу, настраивающие позитивно относиться к ним является результатом визуализации избирательных процедур. А что такое визуализация по сути? Визуализация - это метод сознательного формирования образов, направленный на формирование позитивных чувств для достижения определенной цели. Визуализация — это умение «представить» себе то, как вы хотите это представить.
И знаете, в искусстве визуализации выборов некоторые государства и правительства превосходят голливудские мастерские. Благодаря СМИ перед нами разворачиваются все жанры от мелодрамы до трагикомедии, за которыми невозможно определить главного для международного сообщества, направляющего наблюдательные миссии – полноты и целостности процесса реализации избирательных прав. Ведь приближаться к «сцене», на которой происходит избирательное шоу, запрещено ближе чем на 100 футов, как заявил Генеральный прокурор штата Техас на выбора президента США 6 ноября 2012 года.
В других государствах создаются и финансируются институты и центры, основной задачей которых является сбор негативной информации и ее обнародование с последующей ретрансляцией в СМИ. В инструкциях для наблюдателей этих центров задача ставиться прямо: сбор и фиксация нарушений на выборах! Не оказание содействия в реализации избирательных прав, а сбор негативной информации!
В действительности, как выясняется, проблем с организацией выборов хватает во всех странах ОБСЕ. Другое дело, что методологии, используемые отдельными миссиями, не дают возможность обнаружить и выявить эти проблемы.
А они есть. Например, на последних общенациональных выборах в США и ФРГ отмечаются массовые ограничения и ущемления избирательных прав и свобод граждан, но в официальных заключения миссий БДИПЧ ОБСЕ эти факты умалчиваются (либо не обнаруживаются миссиями наблюдения).
Обратив внимание на проблемы и трудности, связанные с международным мониторингом выборов и направлением миссий наблюдения на них, Российский общественный институт избирательного права (РОИИП) при поддержке ряда общественных организаций за прошедший год реализовал два пилотных проекта по дистанционному мониторингу национальных выборов. Проекты были реализованы на 57-х выборах президента США 6 ноября 2012 года и выборах депутатах в Бундестаг ФРГ 18 созыва 22 сентября 2013 года.
Возможность проведения дистанционного мониторинга выборов обусловлена все возрастающим числом пользователей Интернет, приближающегося к числу избирателей. Количество сайтов в мире уже около одного миллиарда.
Дистанционный мониторинг имеет ряд неоспоримых преимуществ:
* Использование оптимальных современных технологий
* Увеличенный охват по времени и территории
* Полный объем информации по всем направлениям
* Объективность
* Комплексность
* Политическая нейтральность
* Не связанность по времени мониторинга
* Экономическая целесообразность (дешевизна)
* Минимизация коррупциогенной составляющей
* Привлечение максимума экспертов
Конечно, есть и недостатки, к которым можно отнести возможность проведения дистанционного мониторинга только в странах с высоко развитыми интернет коммуникациями.
Об этом мы подробнее готовы поделиться с вами во время «круглого стола» на полях нашего совещания «Дистанционный мониторинг как форма международного наблюдения за выборами», организованного Российским общественным институтом избирательного права.
В заключении я хотел бы еще раз озвучить просьбу от лица российской общественности к руководству БДИПЧ ОБСЕ. Просьба основывается на Брюссельском решении Совета министров ОБСЕ № 19/06 о транспарентности процесса наблюдения (п.12) и заключается в следующем: мы просим открыть доступ государствам-участникам ОБСЕ к заполненным анкетам краткосрочных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ по результатам наблюдения на выборах[1]. Аналогичные попытки получить информацию краткосрочных наблюдателей предпринимались белорусскими коллегами в 2006 году, сейчас эта информация будет интересна специалистам и правозащитникам из Азербайджана (по результатам выборов 9 октября). Наши неоднократные попытки «рассекретить» эту информацию натыкались на категоричный отказ, что противоречит и целям ОБСЕ («обмен информацией») и ст.10 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод («получать информацию независимо от государственных границ»).
Или нам надо дождаться, когда в рядах сотрудников ОБСЕ подрастут свои Эдварды Сноудены и Джулиа́ны Асса́нжи?
Отдавая должное огромной проделанной работе БДИПЧ ОБСЕ я призываю БДИПЧ ОБСЕ быть открытой во всех отношениях организацией, как это было предусмотрено при ее создании в 1991 году.
Открытость даст ответы на целый ряд вопросов, вынесенных в повестку дня сегодняшнего совещания[2].
Но для этого нужны решительность руководства и продолжение конкретных шагов в исправлении сложившихся перекосов в деятельности БДИПЧ. Этого мы ждем от организации в ближайшей перспективе и готовы оказать действенную помощь со своей стороны.
Спасибо за внимание!
[1] Большинству государств-участников ОБСЕ, расположенных к Западу от Вены, в которых не было полномасштабной миссии наблюдения БДИПЧ ОБСЕ, необходимо пояснить следующее. Только краткосрочные наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ при посещении избирательных участков на выборах заполняют анкеты, на основании которых, как утверждает руководство БДИПЧ, готовиться итоговое заключение. Но за 20 лет работы БДИПЧ, ни одно государство, в котором присутствовали краткосрочные наблюдатели, ни его общественность не видели заполненных форм.
[2] Вопросы из аннотированной повестке дня Совещания ОБСЕ:
• Как можно помочь государствам-участникам в выполнении их обязательств? • Что необходимо сделать для дальнейшего укрепления способности БДИПЧ вести свою деятельность по наблюдению за выборами независимым, беспристрастным и профессиональным образом?
• Как можно простимулировать дальнейший обмен положительным опытом между государствами-участниками?
• Каким образом БДИПЧ может продолжать участвовать в связанных с выборами процессах и в конструктивном обмене мнениями по вопросам, связанным с выборами?