Поможем Америке проголосовать

Тезисы выступления Борисова И.Б.

на Совещании ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения

Заседание 16: Демократические институты, включая: демократия на национальном, региональном и локальном уровне, гражданственность и политические права.

Варшава, 4 октября 2012 года

                                        

Поможем Америке проголосовать

 

 

Уважаемый председательствующий!

Уважаемые участники и гости Совещания ОБСЕ!

 

Свое выступление хотел бы начать со слов благодарности в адрес БДИПЧ ОБСЕ и его директора Янеза Ленарчича!

За последние годы в рамках мониторинговой деятельности Бюро стала прослеживаться  динамика возврата в каноны, провозглашенные при его создании в 1990 году: «для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах участниках». Несомненно, мы еще только в начале пути искоренения политизированности, латентности и двойных стандартов в работе ББДИПЧ ОБСЕ, но позитивная тенденция обозначилась. Надеюсь, что путь возврата не будет очень длинным и сложным.

Огромный потенциал Бюро заложен в развитии паретентности в подходах мониторинга национальных выборов, как по географическому признаку, так  по составу и форматам миссий. Максимальная открытость и работа в строго утвержденном директивными органами ОБСЕ формате – вот два кита, на которых должна опираться деятельность Бюро.  Хотелось бы в обозримой перспективе иметь соответствующие документы ОБСЕ, принятые ее директивными органами, для исключения различных инсинуаций вокруг деятельности миссий БДИПЧ ОБСЕ и возможного злоупотребления полномочиями должностными лицами мониторинговых миссий.

Основа любой демократии – это выборы. Каждое государство организует и проводит свои национальные выборы согласно своей конституции и своим законам. При этом не найдется ни одного государства-участника ОБСЕ, которое смогло бы сегодня заявить, что оно игнорирует  общепризнанные демократические принципы и нормы. Каждое государства стремиться их выполнять в сложившихся исторических, культурных, экономических условиях.

Однако решение о направлении мониторинговой миссии БДИПЧ и ее формате принимается зачастую неадекватно сложившейся ситуации на предстоящих выборах. Сегодня, согласно Руководства БДИПЧ по наблюдению за выборами решение о направлении миссии принимает нелегитимная (не согласованная с государствами-участниками, не утвержденная директивными органами ОБСЕ, не сертифицированная по международным стандартам) группа лиц, входящих в Миссию БДИПЧ по оценке потребностей (МОП). Это чревато не только подрывом авторитета ОБСЕ, но и вспышкой конфликтов и глубоких системных кризисов на пространстве ОБСЕ, которых в истории развития демократии было не мало.

6 ноября в США пройдут очередные выборы президента. Миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, состоящая из двух человек, отметив факты глобального нарушения избирательных прав американских граждан, отступления от обязательств ОБСЕ, рекомендовала направить в США ограниченную миссию по наблюдению за выборами.  

   По оценке МОП БДИПЧ около 51 млн. американских избирателей не зарегистрированы на предстоящих выборах. Для сравнения – это в 7 раз больше избирательного корпуса Республики Беларусь, куда БДИПЧ направила полномасштабную миссию наблюдения на выборы 23 сентября 2012 года, состоящую из более 300 наблюдателей.

4,1  миллион граждан, которые проживают вне территории США, не могут голосовать. Около 5.3 миллиона заключенных или бывших осужденных остаются лишенными избирательных прав из-за запретительных правовых актов или обременительных процедур по восстановлению своих прав. Это почти в три раза больше избирателей Киргизии, где БДИПЧ не пропускает ни одни выборы, постоянно развертывая полномасштабную миссию.

Может быть БДИПЧ пугает, что только 4 штата из 50 официально допускают присутствие международных наблюдателей? Полагаю, что это не проблема для такой сильной команды, как БДИПЧ.

По результатам всех миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами в США, начиная с 2002 года[1], властям рекомендуется решить проблему с чрезмерным и несоразмерным ограничением активного избирательного права для лиц, осужденных за совершение преступления. Прошло десять лет, а воз и ныне там.

Вопросы, связанные с отсутствием единых регистрационных баз данных избирателей, с идентификацией избирателей при голосовании на избирательных участках, с отсутствием единой формы документа, удостоверяющего личность, с не достаточной прозрачностью процедур регистрации избирателей, с разглашением политической принадлежности избирателей  – также являются системной проблемой, постоянно отмечаемой наблюдателями ограниченных миссий БДИПЧ ОБСЕ, но не решаемой  властями США.

Чтобы оценить истинные масштабы бедствия, связанные с обеспечением политических прав и свобод в США, напрашивается единственный вариант – направить стандартную (полномасштабную) миссию БДИПЧ ОБСЕ. Но эксперты БДИПЧ занижают  уровень существующих проблем с реализацией избирательных прав в США.

В день голосования и при подсчете голосов, помимо перечисленного, эксперты предыдущих миссий БДИПЧ ОБСЕ отмечали проблемы с предварительным ознакомлением избирателей с бюллетенем, подсчетом «предварительных» бюллетеней, сверкой числа проголосовавших на участке с числом поданных голосов. Целый узел проблем и отклонение от взятых обязательств перед ОБСЕ эксперты БДИПЧ отмечают при организации голосования по почте, факсу, электронного дистанционного голосования.

С начала 2000-х годов эксперты БДИПЧ постоянно отмечают проблемы голосования в США с использованием электронных машин. Это и несоблюдение тайны голосования, и необходимость должного бумажного учета результатов голосования с возможностью механической проверки, и обеспечение прозрачности функционирования электронных машин, и вопросы доверия общества к техническим средствам голосования с возможностью получения кодов программного обеспечения, и независимое тестирование электронных машин, и введение возможности пересчета голосов при минимальной разнице голосов и многое другое. Ни одна из этих проблем на федеральном уровне не решена. Кто и когда будет давать оценку такому состоянию процесса голосования в отсутствии полномасштабной миссии БДИПЧ ОБСЕ? Вопрос остается без ответа.

В вопросах финансирования выборов власти США придерживаются прямо противоположной позиции, высказанной в рекомендациях БДИПЧ ОБСЕ. Решение Верховного суда США позволило с 2010 года корпорациям (бизнесу) и профсоюзам тратить неограниченные средства на поддержку кандидатов в ходе предвыборной кампании. Это решение суда, связанное с  допуском больших бесконтрольных денег на выборы, идет в разрез с установленными Копенгагенским 1990 года документом ОБСЕ принципов организации выборов –  свободные, подлинные, справедливые, равные.

О какой справедливости может идти речь, когда нет гарантий обеспечения равенства кандидатов и состязания идей? Правила предвыборной борьбы в США меняются на глазах и превращаются в состязание кошельков. Центр принятия решений сместился от  избирательных штабов кандидатов и партий к «независимым» супер-комитетам. На каждый доллар, потраченный кандидатами, приходится два доллара, вложенных супер-комитетами. Нынешняя президентская кампания и кампания по выборам в Конгресс США бьет все мыслимые и немыслимые рекорды по влиянию больших политических денег на выбор американцами своего президента. Двумя ведущими претендентами на президентское кресло – Баракой Обамой и Миттом Ромни, их политическими сторонниками, кандидатами в Конгресс США, суммарно по состоянию на 1 августа 2012 г. было собрано 5,8 млрд. долларов. Для сравнения - кандидат от Либертарианской партии (образована 11 декабря 1976 года) Гарри Джонсон в марте 2012 года смог собрать только 59 тысяч долларов.

3 октября начались теледебаты кандидатов. Но мы не увидим и не услышим никого кроме двух кандидатов, поддерживаемых финансовыми магнатами. Выбор американского народа сильно ограничен. Неужели нечего предложить своим согражданам  Гарри Джонсону (либертарианская партия) или Джилу Стейну (зеленая партия)? Почему власти не обеспечивают равенство кандидатов, как основополагающий принцип демократических выборов?

Используется и административное влияние действующего Президента США. Менее чем за полгода до дня голосования (фактически уже в ходе активной фазы агитации) меняются правила финансирования избирательной кампании в интересах одного кандидата. Избирательный штаб Барака Обамы обратился в Федеральную избирательную комиссию за разрешением использовать смартфоны для внесения пожертвований на избирательный счет своего кандидата. Комиссия в двух своих решениях, принятых в июне и августе 2012 г., разрешила использование такой технологии. Теперь каждый, желающий финансово поддержать кандидата от Демократической партии, может набрать на своем смартфоне номер 62262, введя слово «GIVE» («ЖЕРТВУЮ»), отправить кандидату 50 долларов. Почему в этом заинтересован штаб Обамы? Потому, что в 2008 году согласно экзит-полам (exit-poll) две трети молодых избирателей проголосовали за кандидата-демократа Барака Обаму.

Проблемы равенства кандидатов при освещении хода избирательной кампании СМИ,  беспристрастности судей, разумности сроков рассмотрения жалоб, высокая стоимость подачи исков и как следствие – ограничение правосудия, некомпетентность избирательных органов также были предметом рекомендаций ограниченных миссий БДИПЧ ОБСЕ, начиная с 2002 года. Но все это осталось только на бумаге.

Не решена проблема с допуском наблюдателей на избирательные участки, что ставит под сомнение не только исполнение принципа открытости и гласности выборов, но и честность и справедливость подсчета голосов.  Большинство собеседников миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценки потребностей одобряют присутствие наблюдателей БДИПЧ на предстоящих 6 ноября выборах. Однако мнения большинства членами МОП было интерпретировано своеобразно, с присущим чувством долга перед заокеанскими донорами, -  в США направляется только ограниченная миссия БДИПЧ ОБСЕ.    

Угроза стабильного развития страны сегодня находится не за границей территории США, а непосредственно внутри. Это хорошо понимают граждане, участвующие в движении «Occupy Wall street». Эти люди первые ласточки, которые рано или поздно обязательно спросят, куда исчезли их избирательные права. Америке пора начать процесс нормализации избирательных прав у себя в стране. Сейчас это можно сделать спокойно, без массовых акций протеста и крови, позже это обязательно будет сопровождаться социальными бунтами. Нет ничего важнее стабильности в стране, а она, по всей видимости, не сможет быть достигнута при существующей архаичной системе выборов, плетущейся в хвосте современных цивилизованных методов участия населения в управлении делами государством. Недовольные своим финансовым положением избиратели рано или поздно коснутся вопроса легитимности избираемой власти.

Закон США 2002 года «Помоги Америке голосовать» (HAVA) сегодня приобретает новое, международное звучание. Мы все заинтересованы в стабильном развитии нашего партнера по ОБСЕ, реализации избирательных прав его граждан в полном объеме в соответствии с общепризнанными международными принципами. Нам надо срочно помочь Америке голосовать, протянув руку помощи американскому избирателю! Жаль, что это понимают не все сотрудники БДИПЧ ОБСЕ.

Спасибо за внимание! 


[1] Миссии БДИПЧ ОБСЕ наблюдали за общенациональными выборами в  США, состоявшимися 5 ноября 2002 года (общие выборы в Конгресс США), 2 ноября 2004 года (выборы Президента США),  7 ноября 2006 года (промежуточные выборы в Конгресс США),  4 ноября 2008 года (общие выборы в Конгресс США и Президента США),  2 ноября 2010 года (промежуточные выборы в Конгресс США).