О проектах изменения порядка распределения мандатов внутри списка кандидатов

Исполнительный директор Российского общественного института избирательного права, член Президиума Ассоциации «Гражданский контроль» Александр Игнатов о проектах изменения порядка распределения мандатов внутри списка кандидатов

За последнее время в Государственную Думу внесены два законопроекта, направленные на изменение порядка распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов. Авторами обоих проектов выступили члены фракции ЛДПР, а одного из них – даже лидер партии В. Жириновским. Суть проектов сводится к предоставлению политической партии возможности уже после объявления результатов выборов и определения числа полученных мандатов самостоятельно и произвольно (без каких-либо условий) изменять очередность распределения мандатов внутри списка.

Ссылаясь на п. 2 ст. 10 Федерального закона «О политических партиях», предусматривающий, что вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними, авторы полагают, что невозможность для партии внести изменения в выдвинутые ими же списки кандидатов, в том числе после выборов, нарушает права партии.

Вроде бы логика в этом есть: партия выдвинула список кандидатов и распределила в нем кандидатов, следовательно, она же имеет право и изменить это распределение. Однако, в вопросах реализации конституционных прав граждан не все так просто.

После совершения юридически значимого действия – выдвижения списка кандидатов, у лиц, включенных в этот список, появляются права и обязанности не только в отношениях с партией, но и в отношениях с избирателями. В связи с этим не должно допускаться произвольное лишение кандидата этого статуса или его изменение. Основания для принятия неблагоприятного для кандидата решения должны быть четко сформулированы в уставе партии и, что не менее важно, заранее известны кандидату. Напомним, именно такую правовую позицию высказал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 9 ноября 2009г. №16-П по вопросу об исключении кандидата из списка кандидатов.

Очевидно, что место кандидата в списке кандидатов является одним из элементов его статуса. И изменение этого места по решению политической партии, следуя логике Конституционного Суда, если оно будет возможно, также должно быть обусловлено четко прописанными основаниями. Кандидаты в депутаты высшего законодательного органа страны не должны превращаться в «массовку».

Действующая редакция федерального закона исходит из вполне понятной логики: на первом этапе избирательной кампании партия формирует список кандидатов и определяет порядок их размещения, т.е. приоритеты, руководствуясь при этом теми мотивами, которые считает нужными. Впоследствии же она вправе только исключить кандидата при наличии определенных оснований (как правило, тех или иных проступков с его стороны). Избирательный процесс, как известно, носит стадийный характер, что оказывает влияние на всех его участников. Избиратель при такой системе, не имея возможности заметным образом влиять на очередность размещения кандидатов, по крайней мере, может ознакомиться с этой очередностью и, возможно, с ее учетом делать свой выбор. Вместе с тем, определенное влияние на распределение мандатов избиратели региона в целом оказывают: региональные группы получают их в зависимости от результатов выборов в своих регионах и от их вклада в общий партийный результат. Именно это и является лучшим и, главное, объективным показателем эффективности работы кандидатов соответствующей региональной группы.

Принятие предложенного законопроекта, безусловно, усилит общепризнанный недостаток пропорциональной избирательной системы – обезличенность списков кандидатов и отсутствие персональной ответственности кандидата перед избирателями, на уменьшение которого была направлена, например, обязательная разбивка списка на региональные группы кандидатов.

Кроме того, предложенный законопроект может создавать условия для развития коррупционной составляющей при принятии руководством партии решения о распределении мандатов внутри списка кандидатов.

В связи с этим, если и вводить возможность изменения очередности распределения мандатов решением партии, то необходимо возложить на нее обязанность четко и заблаговременно урегулировать в своем уставе порядок принятия такого решения и объективные основания для изменения очередности, а, возможно, и установить максимальное число кандидатов, в отношении которых могут быть приняты подобные решения.