О возможности переноса сроков региональных выборов

Исполнительный директор Российского общественного института избирательного права, член Президиума Ассоциации «Гражданский контроль» Александр Игнатов о возможности переноса сроков региональных выборов

12 января 2011 года на первом в новом году пленарном заседании Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий возможность продления или сокращения сроков полномочий законодательных органов субъектов Российской Федерации на шесть месяцев с целью совмещения выборов с выборами депутатов Государственной Думы. Такое продление или сокращение срока полномочий оформляется законом субъекта Российской Федерации и не допускается в случае, если избиратель на выборах получит более четырех бюллетеней.

В качестве мотивов совмещения выборов традиционно указано сокращение расходов бюджетов разных уровней. В ходе обсуждения использовались также доводы о том, что избирателям надо обеспечить «право на то, чтобы избирательный процесс носил не бесконечный характер».

Однако, анализ законопроекта свидетельствует, что фактически он создает возможность только для переноса региональных выборов с марта 2012г. на декабрь 2011г., т.е. для проведения этих выборов совместно не с выборами Президента Российской Федерации, а с выборами Государственной Думы. Только март 2012г. фактически попадает в срок, установленный законом, для переноса выборов. Какое-либо продление срока полномочий по этому закону на практике невозможно, поскольку сроки полномочий законодательных органов после введения единых дней голосования в 2011г. могут заканчиваться либо в марте либо в декабре (сроки полномочий органов, которые избирались пять лет назад в октябре в силу уже действующих норм закона продляются до декабря), а март 2011г. находится за пределами шестимесячного срока.

В этой связи мотив экономии бюджетных средств, равно как и бесконечность выборов, представляется неубедительным: выборы то все равно совмещены с федеральными. Таким образом, закон скорее направлен на «оптимизацию агитации»: агитационные материалы с названием партии, выпущенные для федеральных выборов, очевидно, будут воздействовать на избирателя и на региональных выборах, и наоборот. Дополнительный плюс в такой ситуации получат те участники выборов, которые будут вести свою агитацию более активно.