Выборы 2 ноября 2010г. покажут отношение США к «золотому стандарту» международного наблюдения
Александр Игнатов: Выборы 2 ноября 2010г. покажут отношение США к «золотому стандарту» международного наблюдения
Комментарий исполнительного директора Российского общественного института избирательного права, члена Совета Ассоциации «Гражданский контроль» А.В. Игнатова о международном наблюдении на выборах в США
2 ноября 2010г. в США состоялись очередные выборы в Конгресс. Напомним, в этот день избраны члены Палаты представителей сроком на два года и одна треть членов Сената сроком на шесть лет, а также губернаторы большинства штатов. Палата представителей состоит из 435 депутатов, которые избираются по одномандатным избирательным округам по принципу простого большинства, а Сенат – из 100 сенаторов, по два из которых избираются от каждого штата. Законодательное регулирование выборов в федеральный парламент, да и основные организационные функции, возложены на штаты, что, естественно, создает некоторую путаницу, а, самое главное, по-разному регулирует избирательные права и процедуры в разных штатах. То есть, выборы в один и тот же представительный орган проходят по различающимся правилам.
В качестве международных наблюдателей в США присутствует миссия по оценке выборов БДИПЧ ОБСЕ в составе 12 человек, которая начала свою работу 11 октября (т.е. за три недели до дня голосования). Особое внимание, согласно официальному заявлению, миссия уделит проблемам избирательной администрации, включая регистрацию и идентификацию избирателей, регулированию финансирования избирательной кампании, правам избирателей, системе голосования и средствам массовой информации. Это достаточно широкий круг проблем, особенно с учетом различающегося правового регулирования выборов.
Говоря о деятельности БДИПЧ ОБСЕ на выборах в США, нельзя не отметить, что эта организация уже позволила себе отступить от требований выпущенного ей же несколько месяцев назад шестого издания Руководства по наблюдению за выборами. Так, отчет миссии по оценке потребностей, в котором, в том числе должно быть охарактеризовано выполнение предыдущих рекомендаций Бюро, вопреки императивному требованию Руководства, до настоящего времени на интернет-сайте организации не опубликован. Следовательно, граждане государств-участников ОБСЕ, а, возможно, и сами государства-участники, лишены возможности ознакомиться с оценкой исполнения рекомендаций.
Известно, по результатам наблюдения за всеобщими выборами в США в 2008г. в итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержалось аж 38 конкретных рекомендаций по улучшению избирательной системы. Для сравнения – по итогам парламентских выборов в Украине 2007г. было 36 рекомендаций, в Сербии 2008г. – 27, а в России 2003г. – 26.
Часть из этих рекомендаций, адресованных властям США, конечно, относилась к президентским выборам, но большинство носило общий характер. Среди таких рекомендаций, например, обеспечение тайны голосования, снижения числа подписей избирателей, необходимых для регистрации независимых кандидатов и кандидатов от третьих партий, обеспечение представительства в Конгрессе всех граждан США, включая проживающих в столице – Вашингтоне и территориях США, не являющихся штатами, обеспечение прав международных наблюдателей, предусмотренных Копенгагенским документом ОБСЕ 1990г., проведение транспарентного тестирования и сертификации систем голосования, введение обязанности уход в отпуск судей и прокуроров, участвующих в выборах, с целью исключения использования административного ресурса и т.п. Очевидно, что эти рекомендации затрагивают далеко не малозначительные вопросы и требуют повышенного внимания со стороны международных правозащитных организаций. Остается надеяться, что о результатах рассмотрения рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ мы узнаем из итогового отчета миссии.
При этом степень выполнения рекомендаций государством, официальные представители которого регулярно называют методику БДИПЧ «золотым стандартом» наблюдения за выборами и пресекают попытки ее корректировки, может стать индикатором готовности США не только «распространять демократию в мире» всеми доступными способами, но и совершенствовать собственную избирательную систему в соответствии со своими международными обязательствами.