ЦИК России и другие избирательные комиссии

ВГТРК В ТЕЧЕНИЕ ГОДА УДЕЛИЛА ОСВЕЩЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ БОЛЕЕ МЕСЯЦА ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ - ЦИК РФ

Общий объем эфирного времени на государственном телевидении и радио, посвященного деятельности парламентский партий, в 2010 году превысил один месяц, сообщил заместитель председателя ЦИК РФ Леонид Ивлев. "Всего ВГТРК показывала и говорила о четырех парламентских партиях, представленных в Государственной думе, в течение 911 часов 55 минут 41 секунды. То есть это 38 суток в году. Ни один сериал не сравнится с этим", - сказал Л.Ивлев на заседании ЦИК. В частности, отметил он, в 2010 году на федеральном и региональном телевидении, входящем в систему ВГТРК, деятельности парламентских партий было отведено 579 часов 49 минут и 14 секунд эфирного времени. В государственном радиоэфире (и федеральном, и региональном) о парламентских партиях в прошлом году говорилось 332 часа шесть минут и 20 секунд. По мнению Л.Ивлева, в целом всем четырем парламентским партиям эфирное время предоставлялось равномерно. В частности, деятельность "Единой России" в общероссийских телепрограммах освещалась в течение 50 часов 19 минут, КПРФ - 49 часов 53 минут, ЛДПР - 50 часов 19 минут, "Справедливой России" - 49 часов 52 минуты. По словам Л.Ивлева, это первый итоги действия 95-го федерального закона, который не просто увеличил объем освещения деятельности парламентских партий в государственном телерадиоэфире, но и упорядочил это освещение. "Президентский закон работает, он выполняется в полном объеме. Он вносит огромный вклад в развитие партийной системы и демократии в нашей страны", - сказал Л.Ивлев (по материалам 19.01.2011, 12:31, Новостная лента ИА «Интерфакс», www.interfax.ru).


ЧЕРНЫЕ ЯЩИКИ. ЦЕНТРИЗБИРКОМ НЕ СТАЛ ВВОДИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ПРИ ПОМОЩИ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПЛЕКСОВ — КОИБОВ

Центризбирком 19 января утвердил инструкцию о порядке использования «умных урн» — комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) — на выборах в единый день голосования 13 марта. Документ вызвал бурную дискуссию. Член ЦИК Евгений Колюшин призвал коллег не принимать инструкцию в «сыром» виде и еще поработать над документом. Дело в том, что КОИБ считает только результаты волеизъявления, а в протокол на участке помимо этого вносятся данные, которые «умная урна» подсчитать не может: общее число избирателей, число выданных бюллетеней и т. д. Колюшин опасается, что утвержденный порядок работы не помешает подгонять цифры в итоговом протоколе под результат КОИба, который может быть заранее заданным, поскольку «умную урну» на самом деле контролируют только два человека: председатель комиссии и оператор. Инструкция практически исключает возможность ручного пересчета голосов, отмечает Колюшин. По его мнению, все-таки должен существовать закрытый перечень оснований для ручного пересчета. Коллегу поддержала член ЦИК Елена Дубровина: недоверие к технике действительно существует. Возможность ручного пересчета следует предусмотреть хотя бы для общего спокойствия — например, по требованию членов комиссии или на основании сообщений о нарушениях, если они поступили более чем от 50% наблюдателей. КОИБы применяют на выборах уже 10 лет, за это время инструкция почти не менялась и нареканий не вызывала, возразил член ЦИК Валерий Крюков. Документ надо принимать, потому что его ждут в регионах, поставил точку в споре зампредседателя ЦИК Леонид Ивлев. На мартовских выборах ЦИК планирует использовать около 2500 устройств. Такое количество техники позволяет одновременно обеспечить ею все избирательные участки двух-трех регионов либо оборудовать ограниченное количество участков, зато в большем числе областей. В единый день голосования 10 октября 2010 г. «умные урны» работали на выборах в 21 регионе. Если правительство одобрит программу ускоренного технического переоснащения комиссий, то через несколько лет применение КОИБов станет практически повсеместным (по материалам Ведомости, 20.01.2011).


ИЗБИРАТЕЛЮ ПРЕДСТОИТ РЕШАТЬ ВОПРОС ОТКРЫТОСТИ ВЫБОРОВ

Решать, насколько открыты выборы в той или иной стране, должны избиратели. Об этом заявил член Центральной избирательной комиссии России Игорь Борисов в Санкт-Петербурге на состоявшемся 18 января заседании комиссии межпарламентской Ассамблеи СНГ по правовым вопросам. По его словам, эта норма заложена в проекте новой редакции рекомендаций для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами и референдумами и рекомендаций по совершенствованию законодательства государств—участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами. Борисов обращает внимание, что данный документ проходит обсуждение и впоследствии будет включен в повестку дня очередного пленарного заседания межпарламентской Ассамблеи СНГ, что уже говорит о стремлении государств-участников СНГ к проведению электоральных процедур по единым критериям. Проект рекомендаций по совершенствованию законодательства государств-участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами разработан в соответствии с перспективным планом модельного законотворчества и сближения национального законодательства в СНГ на 2005-2010 годы. Как сказано в пояснительной записке к проекту рекомендаций, дальнейшая демократизация избирательного процесса, создание современной международной системы гарантий избирательных прав и свобод, обеспечение стабильного политического развития требует дальнейшего совершенствования правовой базы организации и проведения выборов, унифицированных подходов в развитии международных избирательных стандартов с безусловной их гармонизацией с национальным законодательством суверенных государств. В интересах общественной стабильности и правопорядка, обеспечения безопасности и верховенства закона соблюдение и защита политических прав и свобод, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права могут происходить только на основе национальной конституции и правовых актов. Проект рекомендаций направлен на согласование усилий органов государственной власти государств-участников СНГ в их законотворческой деятельности по дальнейшему развитию правовой базы демократических выборов — одной из форм высшего непосредственного выражения власти и воли народа, соответствующей международным избирательным стандартам и обеспечивающей условия для формирования национальных парламентов и реализации избирательных прав граждан. Он разработан с целью содействия гармонизации законодательства о выборах в национальные парламенты государств-участников МПА СНГ с международными избирательными стандартами при сохранении в нем особенностей, обусловленных правовыми, историческими и другими причинами, характерными для соответствующего государства и направлен на установление дополнительных механизмов в процессах реализации и защиты избирательных прав и свобод (по материалам ИА REX).