Общественность обсуждает трансформацию политических процессов под воздействием цифровых технологий
1 декабря член СПЧ, Председатель Совета РОИИП Игорь Борисов провел онлайн круглый стол «Трансформация политических процессов под воздействием цифровых технологий». Мероприятие было организовано при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) и факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
В дискуссии приняли участие представители вузов России – МГУ им. М.В.Ломоносова, Государственного университета - Высшей школы экономики, РАНХиГС, Дальневосточного федерального университета, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, представители ЦИК России и комиссий субъектов Российской Федерации, МПА СНГ, ученые и правозащитники.
В ходе трехчасового дискурса обсуждались вопросы, связанные с фундаментальными проблемами цифровизации общественно-политической реальности и тенденциями ее развития, включая совершенствование демократических стандартов в области электронного голосования и решение проблем реализации права голоса посредством современных цифровых инструментов, в том числе - наблюдение за новыми цифровыми электоральными процедурами.
Член ЦИК России Антон Лопатин поделился с участниками новациями в цифровизации электоральных процедур, реализуемыми в системе избирательных комиссий, и пригласил к проведению подобных дискурсов на площадку Центризбиркома.
Заместитель руководителя Секретариата Совета МПА СНГ — директор МИМРД Иван Мушкет рассказал об опыте работы Межпарламентской Ассамблеи по мониторингу выборов, в том числе проходящих с использованием цифровых технологий. МПА СНГ приступила к разработке новых, востребованных временем международных актов, связанных с демократическим потенциалом международных объединений, - рекомендаций по вопросам автоматизации избирательного процесса, по противодействию иностранному вмешательству, а также модельного закона о международном наблюдении.
Выступивший на мероприятии член СПЧ Леонид Поляков отметил, что наступающую цифровую эпоху необходимо широко обсуждать, чтобы выявить все риски и «подводные камни». «Принятие решений напрямую населением с развитием процессов автоматизации требуют уже сейчас задуматься о возможной трансформации институтов представительной демократии, а также о вопросах защиты прав граждан в цифровой среде», - отметил правозащитник.
Игорь Борисов в своем выступлении обратил внимание участников на завершение доцифровой эпохи политических процессов. Позитивный опыт и очевидная заинтересованность избирателей в развитии новой технологии голосования показывают, что у дистанционного электронного голосования, несомненно, есть будущее (и не только в России), его ждет активное развитие, в том числе с учетом анализа наработанной практики, и дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе закрепленной в международных актах.
Пандемия придала сильный толчок развитию дистанционных процедур, в том числе и дистанционному электронному голосованию. Человечество, минимизируя риски заражения, потратило колоссальные ресурсы на автоматизацию и цифровизацию жизни общества и мир уже никогда не будет прежним – цифровые технологии стали частью нашей жизни и именно нам предстоит ее реализовать уже в ближайшей перспективе. «Неоспоримые преимущества цифровизации делают ее высоко конкурентной во всех сферах общественных правоотношений. Но риски, являющиеся сопутствующей составляющей любых новаций, требуют от научного и правозащитного сообщества детальной проработки всех нюансов цифровизации политических и электоральных процессов», - подчеркнул Председатель Совета РОИИП.
Исполнительный директор РОИИП Александр Игнатов рассказал о правовых аспектах дистанционного электронного голосования, охарактеризовав современное состояние правового регулирования дистанционного электронного голосования (ДЭГ) как активный поиск оптимальных организационно-технических и правовых решений в условиях серии экспериментов по внедрению ДЭГ; подчеркнул заинтересованность избирателей в наличии ДЭГ как одного из альтернативных способов голосования; отметил проблемы реализации общепризнанных принципов организации выборов в ходе внедрения ДЭГ, в том числе особенности реализации принципа тайного голосования и необходимость совершенствования механизмов общественного контроля, недостаточности визуального наблюдения для его эффективной организации, а также отметил недостаточную активность международных организаций в разработке соответствующих стандартов.