Правовая неопределенность разрешена в пользу кандидатов

В своих рекомендациях по результатам мониторинга выборов различного уровня, прошедших на территории России 8 сентября 2019 года, Мониторинговая рабочая группа Совета (МРГ СПЧ) по инициативе Российского общественного института избирательного права (РОИИП) рекомендовала  «урегулировать вопрос о возможности судебной защиты избирательных прав кандидата в случае обжалования факта не регистрации по линии вышестоящих избирательных комиссий в части наличия пресекательных сроков подачи жалоб в суд - 10 дней со дня отказа в регистрации» [1].

24 марта 2020 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес решение (опубликовано 25 марта), гарантирующее право кандидатам оспаривать решения вышестоящих комиссий по жалобам на действия (бездействия) нижестоящих  в судебном порядке, несмотря на сроки вынесения таких решений[2].

Проблема, связанная с правовой неопределенностью в вопросе комплексной защиты прав кандидатов (в том числе - в судебном порядке) возникла на выборах в Московскую городскую думу 7-го созыва, на которых работала Региональная мониторинговая рабочая группа СПЧ по выборам в Москве, объединившая в своих рядах, помимо членов СПЧ, представителей общественных палат РФ и Москвы, уполномоченных по правам человека в РФ и в Москве, общественных советов профильных ведомств, адвокатов, ученых-конституционалистов, правозащитников, участников всех профильных наблюдательных объединений, работающих на территории столицы.    

Незарегистрированные кандидаты в депутаты Анастасия Брюханова и Eлена Русакова, не собрав по данным окружной избирательной комиссии (ОИК) необходимого для регистрации количества достоверных подписей, обратились в Московскую городскую избирательную комиссию, а затем и в ЦИК России с обжалованием решения ОИК. Обе вышестоящие инстанции подтвердили законность решения ОИК об отказе в регистрации: в подписных листах было выявлено более 10% недействительных подписей.

Однако суды отказались проверять решения избирательных комиссий, сославшись на то,  что заявительницы пропустили десятидневный срок, который начал течь с момента решения «первой инстанции» - ОИК, а не с момента решения ЦИК РФ, как настаивали выдвинутые, но не зарегистрированные, кандидаты в депутаты.

Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, Конституционный Суд постановил признать ч. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства РФ (о сроках подачи заявления в суд) не соответствующей Конституции, объяснив свое решение тем, что незарегистрированный кандидат из-за обжалования первого решения избирательной комиссии в вышестоящей инстанции фактически лишается права на судебную защиту в дальнейшем.

Судьи не согласились с позицией, лежащей в основе отказа принятия заявления в суд от кандидатов,  -  затягивать с решением о регистрации/нерегистрации "недопустимо в условиях сжатых сроков избирательной кампании".    Такое правовое регулирование, как указал КС РФ, приводит к тому, что обращение в вышестоящую комиссию блокирует в дальнейшем перспективы судебной защиты прав кандидатов, а это  противоречит конституционным гарантиям и ограничивает возможность эффективного судебного контроля за ходом выборов.

Конституционный Суд обязал суды принимать жалобы незарегистрированных кандидатов на действия избиркомов любого уровня в течение пяти дней с даты вынесения решений последней инстанции, а не в десятидневный срок с момента решения избиркома первой инстанции, как это было ранее.

Законодатель теперь обязан внести необходимые изменения в действующие нормативные правовые акты.

Таким образом, право на судебную защиту, на неукоснительное обеспечение которого обращала внимание МРГ СПЧ, решением КС РФ восстановлено для кандидатов, не удовлетворенных решением избирательных комиссий.

Мы приветствуем решение Конституционного Суда, не только восстановившего в полном объеме право на судебную защиту кандидатов, но и разрешившее правовую неопределенность в жатых сроках избирательной кампании!

                                                                                                                                                                                                                                                        И.Б.Борисов


[1] См. Консолидированный доклад Мониторинговой рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по выборам 8 сентября 2019 года

[2] http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision461685.pdf