Пакт о ненаблюдении

Киев пытается официально отказать гражданам РФ в праве следить за украинскими выборами

Предвыборная кампания на Украине началась с международного скандала. Поводом стало решение Киева не пускать на выборы тех наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, у которых есть гражданство России. Это беспрецедентно для деятельности ОБСЕ: состоящие в этой организации и нередко конфликтующие между собой страны ранее никогда официально не практиковали фильтрацию наблюдателей по принципу принадлежности к гражданству того или иного государства. Правда, как стало известно “Ъ”, в прошлом году власти США решали, не отказать ли россиянам в наблюдении за промежуточными выборами в Конгресс, но после консультаций с представителями БДИПЧ передумали.

Конфликт Москвы и Киева спровоцировал международный скандал с участием ОБСЕ. Он разразился после того, как глава украинского МИДа Павел Климкин 9 января объявил, что Киев не аккредитует для работы на Украине во время избирательной кампании и намеченных на 31 марта выборов тех наблюдателей БДИПЧ, которые являются гражданами России. «МИД Украины не примет заявки о регистрации российских наблюдателей. Считаю это необходимым, когда речь идет о наблюдателях от страны-агрессора»,— написал он на своей странице в Facebook .

К посту в соцсети Павел Климкин прикрепил официальное письмо, направленное им 2 января на имя директора БДИПЧ ОБСЕ Ингибьерг Сольрун Гисладоттир. В нем министр пригласил главу бюро направить в его страну наблюдателей для мониторинга начавшейся 31 декабря президентской кампании. Подчеркнув, что Украина остается «полностью приверженной выполнению пункта 8 Копенгагенского документа ОБСЕ от 1990 года» (содержит обязательство государств—членов ОБСЕ принимать у себя на выборах наблюдателей из любых стран—членов организации), Павел Климкин тут же этот пункт и нарушил.

Он указал, что Украина не будет принимать обращения за аккредитацией для работы наблюдателями под эгидой международных организаций у обладателей паспортов РФ. Это он объяснил тем, что украинским законом «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей» Россия признана «агрессором и оккупирующей силой».

Реакция последовала 10 января. В распоряжении “Ъ” оказалось письмо госпожи Гисладоттир Павлу Климкину. Оно состоит из двух абзацев. В первом глава БДИПЧ, соблюдая дипломатический этикет, благодарит за приглашение направить миссию наблюдателей и выражает надежду на «плодотворное сотрудничество». Вторым абзацем она отвечает на решение Киева отсеять наблюдателей-россиян.

«Я хотела бы напомнить, что государства—участники ОБСЕ обязались приглашать наблюдателей из любых других государств—участников ОБСЕ, которые могут пожелать наблюдать за ходом выборов в той степени, в которой это разрешено законом»,— написала Павлу Климкину Ингибьерг Сольрун Гисладоттир.

Она перечислила документы, в которых содержатся эти обязательства: упомянутый самим господином Климкиным Копенгагенский документ, Хартия европейской безопасности ОБСЕ 1999 года и решение Совета министров ОБСЕ №19/06, принятое в 2006 году. В первом из них закреплено обязательство стран—членов ОБСЕ обеспечивать беспрепятственную работу международных наблюдателей на своей территории. Пункт 8 Копенгагенского документа, в частности, гласит: «Государства-участники считают, что присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы. Поэтому они приглашают наблюдателей от любых других государств-участников и любых соответствующих частных учреждений и организаций, которые пожелают этого, наблюдать за ходом их национальных выборов в объеме, допускаемом законом». В Хартии и решении Совета министров ОБСЕ это обязательство снова подтверждается.

«Я верю, что эти важные принципы будут в полной мере отражены в любых будущих решениях (властей Украины.— “Ъ”) об аккредитации наблюдателей от государств—участников ОБСЕ»,— подчеркнула директор Бюро.

В тот же день отреагировала и Москва. «Возмущены заявлением и письмом в БДИПЧ главы МИД Украины П. Климкина о недопуске на президентские выборы на Украине наблюдателей из России, даже по линии БДИПЧ. Это беспрецедентно дискриминационный запрет, грубое нарушение основополагающих обязательств ОБСЕ. Просим действующего председателя ОБСЕ взять ситуацию на особый контроль»,— заявил постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене.

Глава Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Келин в беседе с “Ъ” назвал позицию Украины «дискриминацией по национальному признаку», добавив, что решение не аккредитовывать россиян не соответствует «ни духу, ни букве документов», регулирующих деятельность международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ. «После того, как БДИПЧ берет человека в свою команду, а Бюро берет в основную команду представителей РФ, такой человек переходит в категорию международного сотрудника и его паспорт значения не имеет,— отметил дипломат.— Создавшаяся ситуация уникальна, и создает ее Украина».

В ответ на просьбу “Ъ” прокомментировать решение Киева заместитель пресс-секретаря БДИПЧ ОБСЕ Лаурен Барановска сообщила, что все члены организации, включая Украину, руководствуются Копенгагенским документом и БДИПЧ также действует строго в соответствии с ним.

Собеседник “Ъ” в БДИПЧ ОБСЕ расшифровал дипломатичный язык главы Бюро. Он отметил, что, несмотря на письмо Павла Климкина, организация не будет менять свои правила. По его словам, Бюро направило всем странам, включая Россию, приглашения номинировать представителей для наблюдения за украинскими выборами: «Будем принимать заявки от всех и направлять в ЦИК Украины. Как там дальше украинцы будут поступать, покажет время. Они, исходя из письма (Павла Климкина.— “Ъ”), должны будут отказать в аккредитации».

Официальный отказ Украины допускать на выборы наблюдателей с российским гражданством источник “Ъ” тоже назвал беспрецедентным. Во-первых, потому, что наблюдатели на время работы на выборах, по сути, денационализируются и представляют не конкретную страну, а БДИПЧ. Во-вторых, отметил он, в практике ОБСЕ никто еще открыто не прибегал к подобной фильтрации наблюдателей. По его словам, даже у конфликтующих друг с другом государств «до сих пор хватало ума не устанавливать официальный запрет по принципу гражданства, поскольку это идет вразрез с обязательствами в рамках ОБСЕ».

При этом случаи отказов наблюдателям БДИПЧ во въезде в разные страны были не раз. Весной 2007 года Армения не выдала визы наблюдателям из Турции, а осенью 2012 года Минск так же поступил с двумя наблюдателями ОБСЕ от Германии и Литвы.

Часто страны—члены ОБСЕ, находящиеся в плохих отношениях, предпочитают даже не номинировать своих представителей для наблюдения за выборами друг у друга. Доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин сказал “Ъ”, что есть негласное правило не отправлять на выборы наблюдателей от страны, с которой у того или иного государства конфликт. Так поступают Армения и Азербайджан. При этом, говорит господин Топорнин, подобные вопросы обычно решаются без огласки: «Климкин мог позвонить генсеку ОБСЕ и сказать: "Если вы присылаете миссию, пусть в этой миссии не будет россиян, иначе мы эту миссию не пропустим". Он мог так сделать, но пошел на открытый конфликт».

Но есть и обратные примеры. На президентских выборах в РФ в 2018 году в составе миссии БДИПЧ ОБСЕ работали представители Грузии. Это при том, что дипотношения между двумя странами разорваны с 2008 года — после августовской войны. В 2016 году среди наблюдателей Бюро на выборах в Госдуму были граждане Украины. А осенью 2014 года, когда на Украине выбирали депутатов Рады, наблюдателями от БДИПЧ были в том числе россияне. К тому моменту в Донбассе уже вовсю воевали, а Крым полгода был в составе России.

Самый свежий пример касается российско-американских отношений. США, где Москву обвиняют во вмешательстве в президентские выборы 2016 года, намеревались запретить россиянам работать в составе миссии БДИПЧ ОБСЕ на состоявшихся в прошлом ноябре выборах в Конгресс.

«Американская сторона даже консультировалась с Бюро по поводу прецедентов такого запрета. Но отказалась от этой идеи, чтобы избежать скандала. Не то чтобы им очень важны обязательства в рамках ОБСЕ, но давать лишний повод не стали»,— рассказал “Ъ” информированный источник, близкий к БДИПЧ ОБСЕ.

В Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), которая также направляет наблюдателей на выборы в страны-члены организации, “Ъ” сказали, что там не получали от Украины уведомления, аналогичного тому, что Павел Климкин направил в ОБСЕ. Впрочем, у России и нет возможности участвовать в миссиях наблюдателей ассамблеи, равно как голосовать в ПАСЕ и участвовать в работе ее руководящих органов. Полномочия делегации РФ в ПАСЕ ограничивали в 2014 и в 2015 годах в связи с присоединением Крыма, после чего Москва перестала подавать заявки на аккредитацию для работы в ассамблее, а потом отказалась платить членские взносы. Условием возобновления своего участия в работе ассамблеи Россия назвала изменение устава организации, чтобы исключить из него возможность ограничивать полномочия национальных делегаций. На днях Госдума получила письмо из секретариата ПАСЕ, в котором российским депутатам предложено направить делегацию для участия в зимней сессии, которая откроется 21 января. На Охотном ряду обещали дать ответ на следующей неделе.

Коммерсантъ

https://www.kommersant.ru/doc/3850666