Правовые условия и практика выдвижения и регистрации кандидатов на выборах Президента Российской Федерации
Российский общественный институт избирательного права (РОИИП) опубликовал обзор «Правовые условия и практика выдвижения и регистрации кандидатов на выборах Президента Российской Федерации». Авторы исследования поставили задачу рассмотреть динамику развития законодательного поля России в части выборов Президента России, очистив исследуемый материал от политологических споров.
Правовая база демократического государства должна отвечать на запросы общества и вызовы времени. В начале становления новой России в 90-х годах в обществе явно присутствовала тенденция на максимальную отмену всех ограничений по допуску кандидатов на выборы, что было отраженно в действующей на тот момент законодательной базе России. С постепенным накоплением практического опыта проведения национальных свободных выборов и отвечая на социально-экономические запросы общества, наметились тенденции на более четкое регулирование избирательных процедур и введение соответствующих юридических параметров, в том числе и связанных с обеспечением справедливых и честных выборов, ограничением использования «грязных технологий» и, выражаясь современным языком «фейковых» кандидатов.
Это было обусловлено необходимостью укрепления политический сил страны, преодоления их раздробленности. В середине 2000-х, как показало исследование, это нашло свое отражение в законодательной базе в виде усиления соответствующих элементов избирательной системы страны.
В последние годы в обществе, не только в России, но в странах так называемой «старой демократии», наметилась тенденция на политическую конкуренцию, выраженную в идеологическом и идейном плюрализме. Причем это конкуренция просматривается и усиливается даже в рамках единых политических структур. Правовая система России отреагировала на такие запросы общества новыми изменениями - уменьшением законных барьеров для кандидатов, для возможности представить более широкий спектр политических идей и мнений в кампании за высшую должность страны.
После проведения выборов Президента Российской Федерации 2018 года можно будет проанализировать необходимость дальнейших изменений правовой системы в ту или иную сторону или зафиксировать существующее положение на современном этапе развития российского общества.
Вопрос куда и как должно меняться избирательное законодательства в России, должно определять общества исходя из той повестки, которая создается экспертным сообществом – политологами, социологами и т.д.
Исследование, проведённое Российским общественным институтом избирательного права, показывает, что, несмотря на сравнительно небольшой опыт развития демократического избирательного права в нашей стране, правовая система в части избирательного законодательства по выборам главы государства показала свою достаточную гибкость и отражает изменения и запросы общества быстрее, чем во многих государствах развитой демократии.