Гражданские активисты призывают БДИПЧ к сотрудничеству и к открытости

Председатель Совета РОИИП, сопредседатель мониторинговой группы СПЧ Игорь Борисов 28 ноября 2017 г. выступил на электоральном семинаре БДИПЧ ОБСЕ «Наблюдение за выборами и роль технологий в избирательных процессах», который состоялся в штаб-квартире ОБСЕ в Вене.

В семинаре приняли участие директор БДИПЧ ОБСЕ Ингибьёрг Гисладоттир, заместитель председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Азай Гулиев, начальник отдела по выборам БДИПЧ ОБСЕ Александр Шлык, секретарь ЦИК России Майя Гришина, послы государств-участников ОБСЕ, представители избирательных органов, международных и национальных электоральных организаций и объединений.

В своем выступлении Сопредседатель мониторинговой группы СПЧ Игорь Борисов обратил внимание на новые вызовы институтам наблюдения, которые могут стать жертвой либо политиков, либо международных корпораций. Мир меняется пора изменить и подходы БДИПЧ ОБСЕ к наблюдению за выборами, обеспечив гарантию объективного и беспристрастного наблюдателя, преследующего цели развития демократии и избирательных прав граждан, и не оставлять возможностей втягивания правозащитных институтов в политические процессы.

Игорь Борисов обратил внимание на недочеты в работе наблюдательных миссий БДИПЧ ОБСЕ, которая, спустя 25 лет после своего образования, так и не может четко сформулировать цели института международного наблюдения и продолжает действовать по инструкциям собственного производства, не одобренных ни экспертным сообществом, ни директивными органами ОБСЕ. В Бюро продолжаются перекосы по формированию и направлению миссий, в связи с чем возникают справедливые вопросы: почему в США при численности избирателей фактически в 2 раза больше, чем в России, миссия БДИПЧ направляется в два раза меньше, а прокурор штата запрещает ей появляться на избирательных участках?

Анализ деятельности БДИПЧ ОБСЕ за последние пять лет мало чем изменил ситуацию к лучшему. Однако есть главное в этом проблеме, позволяющее оптимистично смотреть в будущее – БДИПЧ слышит критику гражданских активистов и готово на нее реагировать.

Игорь Борисов подчеркнул, что правозащитники надеются, что БДИПЧ ОБСЕ изменит свои подходы к разработке инструкций, выработает однозначные критерии оценки национальных электоральных процедур и уберет из уже существующих инструктивных документов рекомендации о реальном (а не мнимом) вмешательстве иностранного и международного капитала во внутриполитические процессы, в частности, из Руководства БДИПЧ ОБСЕ для внутренних наблюдателей, стр. 26 [1].

Игорь Борисов также обратил внимание на то, что российские общественники надеются, что встречи представителей БДИПЧ с национальной НКО, как это было 8 ноября 2017 г., не будут латентными, а руководители БДИПЧ будут встречаться не только с представителями организаций, существующими вне правового финансового поля, не зарегистрированной на территории РФ в качестве юридического лица, не имеющей счета в банке, официально не указывающей своего офиса (штаб-квартиры) и не платящей налоги [2]. Ведь такие встречи не только подрывают авторитет ОБСЕ, но и противоречат Конвенции ООН против коррупции, актам Совета Европы и усилиям группы ГРЕКО [3], направленных на открытость всех финансовых издержек, на содействие прозрачности финансирования организаций борьбу с коррупцией и отмыванием денежных средств.

Почему не ввести в практику БДИПЧ организовывать встречи российских профильных НКО с новым директором БДИПЧ на одной из публичных площадок в Совете При Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека или Общественной палате РФ?   Мы готовы открыто, гласно на принципах взаимности строить работу с новым руководством БДИПЧ ОБСЕ.

Представители российских НПО, которые будут наблюдать за выборами Президента России 18 марта 2017 г., пригласили Бюро к открытому и конструктивному взаимодействию в интересах развития демократии и верховенства права и предлагаем БДИПЧ:

- на стадии подготовки обсудить с российской общественностью вопросы, связанные с предстоящим наблюдением, в том числе – о формате и составе миссии наблюдения в Российской Федерации, о содержании вопросов в анкетах наблюдателей,

- обмениваться информацией и размещать ее в открытом доступе с целью оперативного устранения проблем, связанных с реализацией избирательных прав граждан,

- открыть данные анкет, собранные наблюдателями БДИПЧ ОБСЕ на российских выборах,

- разработать единые подходы оценки выборов, взяв за основу Рекомендации наблюдателям СНГ 2011 года.

«Мы надеемся, - подчеркнул Игорь Борисов, - что БДИПЧ ОБСЕ, как это и задумывалось в 1990 г.  при его создании, будет содействия контактам и обмену информацией о выборах».

На семинаре также были представлены новые издания РОИИП, направленные на поддержку демократии и верховенство права [4].

 

[1] «В случае дефицита собственных средств для реализации мероприятия по наблюдению группа внутренних наблюдателей может обратиться за помощью к местным или международным донорам…Международных доноров можно искать среди межправительственных организаций, таких как, например, Европейская комиссия, среди местных посольств, организаций, содействующих международному развитию или оказывающих техническую помощь международных НПО и фондов»

[2] Конвенция ООН против коррупции ст.12 п. 3: В целях предупреждения коррупции каждое Государство-участник принимает такие меры… для запрещения следующих действий, осуществляемых в целях совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией:

а) создание неофициальной отчетности;

b) проведение неучтенных или неправильно зарегистрированных операций;

d) отражение обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;

e) использование поддельных документов

[3] - Конвенция ООН против коррупции 2003 г.,

- Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятую Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 года,

- Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, 27 января 1999 года

- Рекомендации Комитета министров Совета Европы об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний, 2003 г. (п. 10. Учет расходов. Государству следует требовать ведения точного учета всех прямых и косвенных расходов на избирательные кампании по каждой политической партии, каждому списку кандидатов и каждому кандидату)

- ряд документов Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (Group of States Against Corruption, GRECO)

 [4] Международные избирательные стандарты: Сборник документов и материалов. Выпуск пятый / Отв. ред. кандидат юридических наук И. Б. Борисов и доктор юридических наук В. И. Лысенко. – М.: Российский общественный институт избирательного права, 2017. – 1440 с.

Борисов И.Б., Игнатов А.В. БДИПЧ ОБСЕ в действии. 25 лет наблюдения за наблюдателями. – М.: Российский общественный институт избирательного права, 2017. – 160 с.