Выборы и выборы
Уходящий политический год обнаруживает многие интернациональные тренды, которые, вне сомнения, получат последующее развитие. Одно из значимых подтверждений - электоральные кампании национальных государств. В 2016 году это проявилось на президентских выборах США, Молдавии, Узбекистана, Австрии, парламентских выборах в Ирландии, Белоруссии, Македонии, Румынии, Сербии, при референдумах в Великобритании (нашумевший Brexit), Киргизии, других странах.
Политически значимую роль эта тенденция сыграет и в 2017 году. Нам предстоит увидеть немало интересного при выборах президентов Франции, Киргизии, в бундестаг Германии и т.д. С геополитической точки зрения практически каждая выборная кампания сказывается на состоянии международного сообщества, может содействовать его оптимизации на базе принципов международного права и Устава ООН, преодолению существующей в нем, к сожалению, "критической массы" (русофобия, нелегитимные санкции, двойные стандарты, юридический нигилизм, нарушение общепризнанных прав человека, милитаризация космоса и Мирового океана).
Выборы в Государственную думу 18 сентября 2016 года показали, что электоральный потенциал России обладает международным измерением.
Один из итогов кампании-2016 - формирование национальной электоральной практики позитивной ориентации, основанной на принципах легитимности, открытости, конкуренции.
Действительно, если посмотреть на опыт российской кампании, то можно увидеть ее влияние на улучшение двусторонних и многосторонних связей с участием РФ, повышение в них климата доверия, конструирование дипломатических и международно-правовых инициатив (например, разработка общеевропейской или Евразийской конвенции о международных избирательных стандартах, их кодификация, заключение двусторонних соглашений). Уверен, что к этому позитивно-политическому материалу будет привлечено и внимание авторитетных международных структур - ООН, ОБСЕ, Совета Европы, СНГ, ШОС, а также зарубежных органов - парламентов, Центризбиркомов, партий и СМИ.
Немного статистики. Она красноречива, особенно принимая во внимание русофобские атаки на РФ, объявленную ей информационную войну, стремление доказать, что Россия в изоляции, экономическом и политическом кризисе. В качестве иностранных (международных) наблюдателей ЦИК РФ аккредитовала 774 человека (в 2011-м их было 688). Они представляли 63 государства, расположенных в Европе, Азии, Африке, в Северной и Латинской Америке (в 2011 году - 53). Для сравнения: на последних выборах президента США присутствовали 290 международных наблюдателей из 44 стран. География говорит сама за себя. Наибольшее количество международных наблюдателей представляли Казахстан - 102 человека, Белоруссию - 69 человек, США - 63 человека, ФРГ - 60 человек, Армению - 32 человека, Францию - 29 человек. Отметились и те страны, которые инициативно ведут себя в антироссийской манере на многих международных площадках. Великобритания - 14, Дания - 21, Канада - 22, Украина - 4, Швеция - 20. Прибалтийские страны (Эстония, Латвия, Литва) делегировали 16 наблюдателей.
На фоне высокого уровня организации международного наблюдения на российских выборах факты ограниченного и селективного допуска наблюдателей на выборах президента США-2016 смотрятся диссонансом. Удивление вызывает стремление большинства штатов вообще уйти от какого-либо международного сотрудничества и воспрепятствовать, иногда даже с подключением силовых ведомств (ФБР), присутствию зарубежных наблюдателей на избирательных участках. Факт - далекий, согласимся, от демократических императивов.
Нельзя не сказать, что российский опыт - своего рода прожектор неблагополучного положения с реализацией итогового документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 года), согласно которому государства - участники ОБСЕ обязаны приглашать для наблюдения за общенациональными выборами "в объеме, допускаемом законом", международных наблюдателей, в том числе от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Еще один тревожный момент, который сказывается на авторитетности электоральных пространств в Европе. Согласно официальным данным, немногим более 20 государств из 57 участников ОБСЕ включили в свое национальное законодательство о выборах положения о международных (иностранных) наблюдателях. Напомним, что в числе первых была Россия. Поэтому актуальна разработка силами ЦИК, МИДа, Минюста российской инициативы о создании Кодекса международного наблюдения на выборах и референдумах. Ее в дальнейшем справедливо презентовать в Организации Объединенных Наций, ОБСЕ, иных организациях. Подобный подход - шаг в сторону права, укрепления демократических начал, преференций взаимодействия, гармонизации гуманитарных стандартов. Это еще один вывод из проведенной в России избирательной кампании.
Автор - чрезвычайный и полномочный посол, доктор юридических наук, профессор РАНХиГС.
Известия от 28.12.2016
Василий Лихачев член ЦИК