Одну форму высшего непосредственного выражения власти народа нельзя подменять другой
Комментарий исполнительного директора Российского общественного института избирательного права, члена Президиума Ассоциации «Гражданский контроль» Александра Игнатова об инициативе продления срока полномочий Президента Казахстана
Одну форму высшего непосредственного выражения власти народа нельзя подменять другой
В канун новогодних праздников Парламент Казахстана одобрил инициативу о проведении республиканского референдума с целью внесения в Конституцию страны изменений, продляющих срок полномочий действующего Президента Нурсултана Назарбаева до декабря 2020 года без проведения президентских выборов. Напомним, последний раз Н. Назарбаев был избран на выборах в декабре 2005г. на семилетний срок полномочий, после чего срок полномочий главы государства был сокращен до пяти лет.
Аргументы авторов изменений вроде бы логичны: высокий уровень поддержки действующего президента населением, являющийся следствием достаточно успешного развития страны, предопределяет результаты выборов и делает эту процедуру «лишней тратой бюджетных средств».
Надо отметить, что ни один международный документ, действие которого распространяется на Казахстан, не обязывает проводить всеобщие выборы главы государства. Принятие такого обязательства, например, в рамках ОБСЕ, невозможно, хотя бы потому что немалая часть развитых европейских стран являются парламентарными монархиями и не намерены менять форму правления. Так что, с этой точки зрения, каждое государство вправе выбирать свой механизм замещения должности главы государства.
Однако, с другой стороны, если конституцией в качестве такого механизма установлены всеобщие выборы, они уже должны проводиться в соответствии с соответствующими обязательствами и международными стандартами демократических выборов. Одну форму высшего непосредственного выражения власти народа нельзя подменять другой, даже в том случае, когда политическая конкуренция в силу естественных причин недостаточно большая. А обязательства о выборах предусматривают их периодическое проведение: это и Копенгагенский документ ОБСЕ 1990г. и Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ 2002г., участниками которых является Казахстан.
Поэтому Казахстану, если он все-таки решит проводить такой референдум, следует ожидать критики со стороны международных организаций и экспертов. Думаю, будут проводиться аналогии с соседним Туркменистаном, где первый президент С. Ниязов в итоге был объявлен пожизненным главой государства.