20 июня 2024 года состоялось заседание Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации
Председатель Совета РОИИП, член ЦИК России Игорь Борисов и исполнительный директор РОИИП Александр Игнатов приняли участие в заседании Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, посвященном вопросам противодействия возможному вмешательству извне в подготовку и проведение предстоящих региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации, а также вопросам выборов в Европейский Парламент.
«Постоянно совершенствуются методы вмешательства и давления из-за рубежа на свободные выборы, формы дезинформации и введения в заблуждение приобретают все более изощренный вид, продолжаются атаки на цифровые ресурсы избирательной системы России, осуществляются попытки персонализированного воздействия на представителей избирательных органов и избирателей путем обмана, запугивания и шантажа», − подчеркнул Игорь Борисов в своем выступлении.
Член ЦИК России отметил, что сегодня Центризбирком фиксирует новые направления атак, связанные с попытками манипулирования информацией и искажения действительности. В частности, поступает информация о подготовке вмешательства в выборы со стороны недружественных иностранных государств с использованием технологий искусственного интеллекта для дискредитации политических партий, избирательных объединений, кандидатов, избирательной системы в целом, а также в целях делигитимации результатов предстоящих в единый день голосования 8 сентября 2024 года выборов и дестабилизации ситуации в стране.
«ЦИК России внесла в свои нормативные акты изменения в соответствии с последними поправками в избирательном законодательстве, связанными с ограничением влияния на выборы со стороны иностранных агентов, − сказал Игорь Борисов. – При поддержке наших избирателей мы сможем провести свободные демократические выборы, несмотря на все попытки помешать организации голосования или поставить под сомнение результаты волеизъявления».
Исполнительный директор РОИИП Александр Игнатов отметил, что Европейский парламент является одним из основных органов западного мира, который регулярно выпускает заявления и комментарии относительно России, дает оценку уровню демократии и прав человека в нашей стране, демократичности выборов, в том числе принял резолюцию после выборов Президента РФ 2024 г.
Принцип всеобщего избирательного права не соблюдается, например, в Латвии и Эстонии, где после более чем 30 лет независимости не все проживающие в нарушение статьи 5 Европейской конвенции о гражданстве имеют гражданство этих стран. По официальным данным около 61 тыс. или 4,5 % жителей Эстонии являются лицами с неопределенным гражданством, и 175 тыс. или 9 % жителей Латвии имеют статус неграждан. Причем наделены таким статусом лица исключительно по национальному, этническому принципу, и как лица, не имеющие гражданства, не допущены к выборам в Европарламент, что является дискриминацией - отметил А. Игнатов.
Международное наблюдение на выборах в Европарламент осуществлялось БДИПЧ ОБСЕ, которое направило специальную миссию по оценке выборов. Такой формат миссии в Руководстве по наблюдению за выборами БДИПЧ не упомянут, там есть просто миссия по оценке выборов, что позволяет определять ее структуру и задачи без оглядки даже на неутвержденные методические документы. При этом в составе миссии было 17 наблюдателей, 7 в Брюсселе и 10 в государствах ЕС. Эти наблюдатели осуществляли наблюдение за выборами в 27 государствах при 361 млн избирателей. С учетом того, что наблюдение за голосованием осуществляло только 10 наблюдателей, работающих, согласно методологии БДИПЧ, в парах, каждая пара осуществляла наблюдение в 5,4 государства и 72,2 млн избирателей. Вопрос можно ли в таких условиях говорить об эффективности наблюдения очевидно является риторическим - подчеркнул исполнительный директор РОИИП.
В целом надо отметить, что общепризнанные принципы и стандарты демократических выборов, соблюдение которых в России и ряде других стран активно мониторится Европарламентом, не реализуются при выборах самого Европарламента, в ходе которых допускаются существенные и реальные нарушения этих принципов, приводящие к значительному искажению воли избирателей, которая должна быть в основе любой власти в цивилизованном обществе.