Проблемы защиты прав автомобилистов и других участников дорожного движения обсудили на специальном заседании СПЧ
21 апреля Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провел специальное заседание по теме: "Защита прав автомобилистов и других участников дорожного движения".
В мероприятии приняли участие заместитель Мэры Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ликсутов Максим Станиславович, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Лысаков В.И., заместитель начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Кузин В.В., начальник отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русецкий А.Е., а также члены Совета, представители правозащитных и иных общественных организаций и эксперты.
Как сообщается на сайте СПЧ, перед спецзаседанием правозащитникам поступил целый ряд обращений владельцев пикапов, которые просят уделить внимание их проблеме. Дело в том, что ограничения в движении грузовиков в столице распространяются и на пикапы, поскольку при растаможивании они оформляются как "грузовые-бортовые", хотя по сути являются легковыми и не превышают размеры некоторых внедорожников, поясняют в Совете.
Отдельно были рассмотрены вопросы, касающиеся платной парковки, территорию которой власти Москвы последовательно расширяют. В этой связи повышаются цены за стоянку автомобилей и их эвакуацию в случае нарушения правил парковки. По данным СМИ, в 2014 году платная парковка принесла в столичный бюджет около 2 миллиардов рублей. При этом в своем выступлении на заседании СПЧ заместитель Мэра Москвы М.С. Ликсутов подчеркнул, что платная парковка – «это не мера для пополнения городского бюджета, а мера регулирования траффика в местах наибольшего скопления автомобилей».
Не менее важной темой, затронутой в ходе мероприятия, стал Законопроект об эвакуации транспортных средств, который по мнению Ликсутова не должен запрещать эвакуацию авто из зоны действия знаков «Остановка запрещена». Ранее первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Максим Лысаков предложил установить невозможность эвакуации автомобилей, если они расположены в зоне действия знака «Остановка запрещена», но при этом не мешают дорожному движению. Эвакуация лишь за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, если они не препятствуют движению других транспортных средств, по мнению членов СПЧ, недопустима и является грубым нарушением прав человека.
По словам Ликсутова, речь должна идти не о защите 800−900 нарушителей, автомобили которых эвакуируют в течение суток (это всего 0,02% от всех автомобилистов Москвы), а о защите 3,5 миллионов добросовестных водителей, которые ежедневно находятся на дорогах Москвы. Кроме того, от нарушителей страдают пешеходы и те, кто передвигается на общественном наземном транспорте. При этом он отметил, что в Москве может одновременно свободно передвигаться всего лишь 500 тысяч автомобилей — возможности улично-дорожной сети города не безграничны.
Кроме того, Ликсутов отметил, что в случае запрета перемещения автомобилей, припаркованных с нарушениями, ситуация вернется к той, что была в столице до 2011 года. «До 2011 года эта мера фактически не применялась. Что происходило на дорогах? Машины бросались на трамвайных путях, скорая не приезжала к больному, пожарные объезжали дикие пробки, расталкивая автомобили. Москва, Санкт-Петербург и другие города стояли, потому что машины были припаркованы в два-три ряда», — заявил заммэра. В завершение своего выступления он также указал на необходимость внесения поправки к Законопроекту об эвакуации транспортных средств, обязывающей должностное лицо находиться у машины до начала ее эвакуации. По мнению Ликсутова подобная мера поможет избежать случаев, когда машину увозят без оформления необходимых документов.
В ходе обсуждения Законопроекта присутсвоваший на заседании член СПЧ, председатель Совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов констатировал, что «Законопроект направлен на борьбу с последствиями, а не с первопричиной нарушений». По мнению Борисова, прежде, чем устанавливать запрещающие знаки, необходимо проводить совещания в Комиссии по безопасности дорожного движения с обязательным участием представителей общественности, «вплоть до домкомов».