МПА СНГ распространяет общественный контроль на все Содружество
Целью разработки проекта Модельного закона явилось необходимость содействия государствам-участникам СНГ в создании правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных (местных) органов, иных органов и организаций, являющихся объектами общественного контроля.
Актуальность разработки Модельного закона обусловлена изменившимися политико-правовыми реалиями и необходимостью выработки консолидированных подходов к феноменологии контроля в целом, а также со стороны институтов гражданского общества, в частности. В современных условиях роль и значение общественного контроля многократно возрастают в связи с потребностями модернизации государственного управления, борьбы с коррупцией, повышения качества реализации государственных и муниципальных функций, а также оказания государственных и муниципальных услуг населению.
Проектом модельного закона предполагается установить правовые основы организации и осуществления общественного контроля, определить его цели и задачи, принципы, основные формы и механизмы, правовой статус субъектов общественного контроля, способов осуществления ими общественного контроля, способов определения и обнародования результатов общественного контроля, а также перечень основных объектов общественного контроля и особенностей его организации в отношении каждого из них, порядок взаимодействия субъектов общественного контроля между собой и с государственными органами.
Положения Модельного закона учитывают опыт разработки и принятия соответствующего Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», непосредственное участие в подготовке которого принимал Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
При разработке проекта Модельного закона были исследованы законодательные и иные правовые акты государств-участников СНГ и иных государств в сфере общественного контроля как в целом, так и в отдельных сферах его осуществления, проекты соответствующих правовых актов, а также практика общественного контроля в государствах-участниках СНГ. В ходе работы были учтены как универсальные, так и региональные международные правовые акты, затрагивающие сферу общественного контроля. Игорь Борисов рассказал парламентариям государств - участникам СНГ о трудностях, в том числе концептуального характера, с которыми столкнулись разработчики при принятии соответствующего закона в России.
Постоянная комиссия МПА СНГ по результатам рассмотрения представленного акта приняла решение направить проект Модельного закона «Об основах общественного контроля» в профильные комитеты и комиссии парламентов государств – участников МПА СНГ с просьбой представить замечания и предложения по проекту.
Кроме указанного проекта Модельного закона Игорь Борисов от лица организации-разработчика представил парламентариям государств – участникам СНГ проект модельного Кодекса государственной и муниципальной службы для государств-участников СНГ и проект модельного закона «О статусе выборного лица местного самоуправления».