Может ли партия ограничить число представителей избирательной комиссии на конференции
5 января 2011 года состоялось заседание конференции Невинномысского местного отделения Коммунистической партии Российской Федерации, на котором рассматривался вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты Думы города Невинномысска четвертого созыва.
31 декабря 2010г. местное отделение известило территориальную избирательную комиссию г. Невинномысска о проведении указанного мероприятия.
На конференцию прибыли три представителя ТИК – председатель ТИК и два члена ТИК, удостоверения которых были предварительно проверены, личности и полномочия установлены.
Впоследствии по инициативе члена бюро Ставропольского краевого комитета КПРФ путем голосования в связи с многочисленностью представителей ТИК конференцией принято решение об удалении членов ТИК, при этом председателю ТИК предоставлена возможность присутствовать на конференции. После принятия указанного решения все представители ТИК, включая ее председателя, покинули конференцию.
Данная ситуация, безусловно, будет предметом детального рассмотрения правоприменительных органов (избирательных комиссий и, возможно, судов). Вместе с тем, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с подп. «г» п. 1 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия обязана извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Таким образом, политическая партия в связи с проведением такой конференции имеет две обязанности: заблаговременно известить соответствующую избирательную комиссию, что было сделано, и допустить представителей избирательной комиссии на мероприятие.
Выполнение местным отделением КПРФ второй обязанности может быть поставлено под сомнение.
Действующее законодательство не регулирует и, следовательно, не ограничивает число представителей избирательной комиссии, которые могут присутствовать на конференции. Вместе с тем, указание в законе слова «представителей» во множественном числе предполагает, по смыслу закона, обязанность политической партии допустить как минимум двух представителей комиссии на свое мероприятие. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально, а, как следует из анализа п. 23 ст. 29 и других положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» члены избирательных комиссий равноправны.
В связи с изложенным, отказ местного отделения в допуске всех представителей территориальной избирательной комиссии на конференцию и ограничение числа представителей, которым возможность присутствия на конференции предоставляется, является, по нашему мнению, необоснованным и не соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем, надо отметить, что председатель территориальной избирательной комиссии самостоятельно отказалась присутствовать на заседании конференции, ее права и возможности не были ограничены решением конференции.