Актуальные проблемы безопасности выборов в Северо-кавказском федеральном округе
Красинский Владислав Вячеславович
кандидат юридических наук, эксперт
Российского общественного института
избирательного права (РОИИП)
Krasinskiy Vladislav V., P.H.D.,
the expert of the Russian public institute
of electoral law
Шапиев Сиябшах Магомедович
доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный юрист Российской Федерации,
член ЦИК России
Shapiev Siyabshakh M., Doctor of Law,
professor, Honorable Lawyer of the Russian Federation,
Member of the Central Electoral Commission of the Russian Federation
Актуальные проблемы безопасности выборов в Северо-кавказском федеральном округе
Actual problems of security of elections in North Caucasian federal district
Источник опубликования: Красинский В.В., Шапиев С.М. Актуальные проблемы безопасности выборов в Северо-кавказском федеральном округе // Представительная власть: XXI век. 2010. № 5-6. С. 5-8; www.krasinskiy.ru
Аннотация: В статье анализируются актуальные проблемы безопасности выборов в Северо-кавказском федеральном округе. Авторы изучают избирательные кампании 11 октября 2009 г. в Дагестане, Ингушетии, Чеченской Республике и Карачаево-Черкессии и показывают их значение для защиты конституционного строя.
Ключевые слова: правовое регулирование выборов, избирательный процесс, защита конституционного строя, Северо-кавказский федеральный округ, Дагестан, Дербент, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ставропольский край.
The article examines actual problems of security of elections in North Caucasian federal district. The authors study election campaigns 11.10.09 in Dagestan, Ingushetia, Chechen Republic and Karachaevo-Circassia and show their importance for the protection of constitutional order.
Key words: legal regulation of the elections, electoral process, protection of constitutional order, the North Caucasian federal district, Dagestan, Derbent, Chechen Republic, Ingushetia, Karachaevo-Circassia, North Ossetia, Kabardino-Balkariya, Stavropol Territory.
Важнейшей компонентой устойчивого развития Северо-кавказского федерального округа, стабильности общественно-политической обстановки, обеспечения конституционной законности при формировании государственных и муниципальных органов власти является конструктивное взаимодействие избирательных комиссий, органов управления, судов и правоохранительных структур в рамках обеспечения безопасности выборов. Как показывают выборные кампании, прошедшие 11 октября 2009 г. в Республиках Дагестан, Ингушетия, Чечня и Карачаево-Черкессия, проблемы безопасности выборов обусловлены качественными характеристиками такого взаимодействия .
Наиболее сложной в плане обеспечения безопасности избирательной кампанией в Северо-кавказском федеральном округе стали выборы мэра Дербента, второго по численности города Республики Дагестан, состоявшиеся 11 октября 2009 г. В выборах приняли участие 35 тысяч 352 избирателя, что составляет более 52% избирателей.
В связи с проведением выборов Дербентским МРСО СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Дагестан была возбуждена целая серия уголовных дел по фактам воспрепятствования осуществлению избирательных прав и работе избирательных комиссий, умышленному причинению легкого вреда здоровью и фальсификации избирательных документов .
Так, 9-10 октября 2009 г. были возбуждены сразу 6 уголовных дел по ч. 2 ст. 141 УК РФ (пп. «а», «в») по фактам подкупа избирателей в пользу кандидата Яралиева И.М . 9 октября 2009 г. неустановленные лица похитили из помещения избирательного участка № 35, расположенного в здании средней школы № 17 г. Дербента, 45 избирательных бюллетеней, печать и список с данными о досрочно проголосовавших избирателях . 10 октября 2009 г. неустановленные лица из числа членов участковой избирательной комиссии № 30 совершили фальсификацию бюллетеней для голосования, которые были обнаружены в служебном кабинете здания администрации Дербентского района. Из 600 обнаруженных бюллетеней на 110 имелись отметки (галочки) напротив зарегистрированного кандидата Яралиева И.М .
В день голосования 11 октября 2009 г. 10 избирательных участков из 36 не открылись по причине неявки членов участковых комиссий либо отсутствия кворума. Члены избирательных комиссий подвергались угрозам насилия со стороны группировок, представляющих интересы ряда кандидатов . 3 участковые комиссии были вынуждены периодически прерывать свою работу из-за поступающей информации о наличии на участках взрывных устройств.
Приведенные примеры свидетельствуют о недостаточном внимании правоохранительных органов к вопросам профилактики электоральной коррупции, охраны помещений избирательных комиссий, избирательной документации, защиты членов комиссий и их близких от угроз насилия. Вместо осуществления своих непосредственных обязанностей, руководители некоторых правоохранительных органов оказались втянутыми в политическую борьбу и фактически выступили на стороне отдельных кандидатов, реализуя их конъюнктурные цели.
13 октября 2009 г. в 12 часов 40 минут в помещение территориальной избирательной комиссии Дербента, расположенной в здании городской администрации, ворвались 9 вооруженных сотрудников межрайонного отдела судебных приставов УФССП по Республике Дагестан и, высказывая угрозы насилием, потребовали у председателя ТИК г. Дербента выдать избирательные документы по результатам выборов .
В условиях силового воздействия и массированного применения «административного ресурса» осуществление избирательных действий потребовало от членов избирательных комиссий не только независимости и верности закону, но и человеческой стойкости, а порой и личного мужества .
Несмотря на оказанное беспрецедентное давление, территориальная избирательная комиссия города Дербент определила результаты выборов и признала избранным главой муниципального образования городской округ «город Дербент» Ф.Г. Казиахмедова, за которого проголосовало 23868 человек (67,52% избирателей, принявших участие в голосовании).
В тот же день проигравшие кандидаты на должность главы муниципального образования «город Дербент» Э.С. Казимов, С.М. Рамазанов и И.М. Яралиев обратились в Дербентский городской суд с заявлением о признании решений и действий участковых и территориальной избирательной комиссии города Дербента недействительными. Позже эти же кандидаты оспорили результаты выборов в судебном порядке. Определением Дербентского городского суда от 7 декабря 2009 г. результаты выборов главы муниципального образования городской округ «город Дербент» Республики Дагестан 11 октября 2009 г. признаны недействительными. 23 декабря Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан оставила решение Дербентского городского суда в силе и приняла частное определение в отношении деятельности территориальной избирательной комиссии города Дербента и Избирательной комиссии Республики Дагестан, их председателей Б.Р. Шартилова и М.Т. Дибирова.
Ситуация с безопасностью и легитимацией результатов избирательного процесса в Дербенте достигла такого высокого напряжения, что потребовала вмешательства Главы государства. 24 декабря 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А Медведев заявил, что «в Дербенте должны пройти повторные выборы» . 22 января 2010 г. на заседании Госсовета по вопросам развития политической системы России Президент Российской Федерации напомнил о необходимости укрепления доверия к избирательной системе в связи с итогами голосования на выборах в Дербенте .
В настоящее время Избирательная комиссия Республики Дагестан, выполняя решения Верховного суда Республики Дагестан, готовится к назначению выборов главы муниципального образования городской округ «город Дербент» на 11 октября 2010 года. С этой целью ведется работа с органами государственной власти Республики Дагестан и города Дербента о внесении изменений в бюджет города с учетом предстоящих выборов. Решаются кадровые вопросы по формированию муниципальной избирательной комиссии муниципального образования городской округ «город Дербент». Готовятся программы по обучению членов муниципальной и участковых избирательных комиссий. Планируется работа по взаимодействию с региональными отделениями политических партий Республики Дагестан.
Выборы, состоявшиеся 11 октября 2009 года в Северо-кавказском федеральном округе, имели историческое значение для всей Российской Федерации, поскольку завершили процесс формирования в нашей стране органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» были впервые избраны органы местного самоуправления административных центров указанных субъектов Российской Федерации – Советы муниципальных образований «Город Магас» и «Город Грозный».
В целях обеспечения законности в период проведения избирательной кампании и осуществления постоянного прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в июне 2009 года при Прокуратуре Чеченской Республики была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли работники прокуратуры Чеченской Республики, МВД Российской Федерации по Чеченской Республике, УФСБ Российской Федерации по Чеченской Республике, УФСИН Российской Федерации по Чеченской Республике, Следственного Управления Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации по Чеченской Республике, администрации Президента и Правительства Чеченской Республики и Избирательной комиссии Чеченской Республики.
Помимо межведомственной группы при Прокуратуре Чеченской Республики была создана специальная рабочая группа МВД Российской Федерации по Чеченской Республике по взаимодействию с избирательными комиссиями Чеченской Республики, перед которой была поставлена задача недопущения террористических актов во время подготовки и проведения выборов. В задачу названной группы также входили профилактика, противодействие и своевременная реакция на другие правонарушения и внештатные ситуации. Данная Рабочая группа сыграла одну из ключевых ролей в вопросах соблюдения правопорядка при проведении муниципальных выборов в Чеченской Республике. Помимо основной цели, эта группа курировала вопросы охраны помещений избирательных комиссий и избирательных участков в период подготовки к муниципальным выборам и в день голосования .
Избирательной комиссией Республики Ингушетия, нижестоящими избирательными комиссиями в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, соблюдения законности и правопорядка при их проведении также была проведена работа по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, политическими партиями, средствами массовой информации и другими участниками избирательных кампаний. В ходе взаимодействия избирательных комиссий и органов государственной власти в деятельности по обеспечению избирательных прав граждан в 2009 году Избирательной комиссией Республики Ингушетия было заключено три Соглашения о взаимодействии – с МВД по Республике Ингушетия, Управлением Роскомнадзора по Республике Ингушетия и Главным Управлением МЧС России по Республике Ингушетия. Ранее аналогичные Соглашения были заключены с Прокуратурой Республики Ингушетия и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия. Администрацией Президента Республики Ингушетия и Правительством Республики Ингушетия, а также местными администрациями оказывалась вся необходимая помощь соответствующим избирательным комиссиям и муниципальным образованиям в работе по организации и проведению муниципальных выборов. Учитывая непростую криминогенную ситуацию в регионе, особое внимание уделялось проблеме безопасности в период подготовки и проведения выборов. В этой связи следует отметить деятельность Совета Безопасности Республики Ингушетия, Прокуратуры Республики Ингушетия, МВД по Республике Ингушетия, Управления ФСБ по Республике Ингушетия, их подразделений и эффективную координирующую роль Главного федерального инспектора по Республике Ингушетия.
Другой знаковой избирательной кампанией в Северо-кавказском федеральном округе стали муниципальные выборы 11 октября 2009 г. в Карачаево-Черкесской Республике.
В центре внимания общественности оказались повторные выборы мэра Карачаевского городского округа, назначенные на основании определения Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2009 года. 11 марта 2007 года выборы мэра Карачаевского городского округа сопровождались многочисленными скандалами, поэтому проведение избирательной кампании 11 октября 2009 года с максимально прозрачными избирательными действиями стало главной задачей избирательных комиссий. Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики в ходе подготовки к выборам в органы местного самоуправления столкнулась с проблемой отсутствия финансовых средств на проведение избирательных кампаний в бюджете соответствующих муниципальных образований. Всего для проведения выборов на территории республики требовалось около 1 млн. 700 тысяч рублей. Практически 90 процентов муниципальных образований финансирование избирательных кампаний своевременно не запланировали. Только после вмешательства Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики средства на проведение выборов были изысканы.
Еще одним острым вопросом стало проведение в ходе указанных выборов досрочного голосования. Для предупреждения массового досрочного голосования Избирательной комиссией Карачаевского городского округа было принято постановление «О проверке причин досрочного голосования», которое регламентировало порядок его проведения. В соответствии с указанным постановлением избиратель должен был представить документ, подтверждающий уважительную причину досрочного голосования: командировочное удостоверение, железнодорожный либо авиабилет, санаторную путевку и т.д. Такая позиция избирательной комиссии с пониманием и одобрением была воспринята всеми кандидатами. В результате в Карачаево-Черкесской республике досрочно проголосовали всего лишь 38 избирателей, из них 28 – в городе Карачаевске. Таким образом, в рамках обеспечения безопасности выборов была успешно решена задача предотвращения незаконных манипуляций в ходе проведения досрочного голосования, озвученная Президентом России в Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года .
Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики работала в тесном контакте с правоохранительными органами, органами прокуратуры, сотрудниками МЧС. На избирательных участках были предприняты усиленные меры безопасности. Во многом этому способствовала установка в помещениях для голосования в Карачаевском городском округе видеокамер, фиксирующих весь процесс голосования и подсчета голосов избирателей. И хотя по техническим причинам трансляцию хода голосования в Интернете организовать не удалось, само наличие видеокамер и возможность обратиться в случае конфликтной ситуации к видеозаписи дисциплинировало всех участников избирательного процесса – членов избирательных комиссий, кандидатов, наблюдателей. Применение видеокамер позволило укрепить законность избирательного процесса и повысить доверие избирателей к сформированным на выборах органам власти.
Необходимо отметить, что в условиях выборов специфическая проблематика Северо-кавказского федерального округа становится еще более актуальной. Закоренелые проблемы российского Кавказа (высокий уровень безработицы, бедность, преступность на экономической основе, сложная криминогенная обстановка, коррумпированность органов власти, клановость) разочаровывают население в демократических ценностях, ведут к протестным настроениям, вызывают недовольство национально-кадровой политикой, стимулируют национальную, религиозную и социальную рознь. Примером могут служить избирательные кампании в Кабардино-Балкарской Республике, Северной Осетии, Ставропольском крае, сопровождавшиеся совершением экстремистских действий и распространением агитационных материалов экстремистского характера. С учетом изложенного особую актуальность приобретает оздоровление экономической обстановки в регионах с высоким уровнем социальной напряженности, предотвращение фактов монополизации власти по клановым признакам, борьба со злоупотреблением свободой массовой информации, обеспечение безопасности населения в местах массового скопления граждан при подготовке и в ходе избирательных кампаний.
Северный Кавказ был и остается форпостом России. От того, насколько последовательно и эффективно будет реализовываться кавказское направление политики России, зависит не только безопасность региона, но и стабильность конституционного строя Российской Федерации в целом. Обеспечение безопасности выборов в Северо-кавказском федеральном округе является важнейшим элементом проводимой государственной политики.
На наш взгляд, анализ проблем безопасности выборов в Северо-кавказском федеральном округе способствовал совершенствованию российской избирательной системы и позволил избежать негативных проявлений в области избирательных отношений в других регионах страны. С учетом «дербентского» и «карачаевского» опыта был принят Федеральный закон от 31 мая 2010 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления» . Модернизация избирательного законодательства в направлении укрепления законности избирательного процесса и совершенствования правовых механизмов безопасности выборов представляется правильным вектором развития.