ЗАЯВЛЕНИЕ о результатах дистанционного общественного мониторинга выборов президента Украины 25 мая 2014 года

<p >Дистанционный общественный мониторинг выборов президента Украины 25 мая 2014 года проведен на базе Российского общественного института избирательного права (РОИИП) с участием ряда российских неправительственных организации - Ассоциация некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль», Российский фонд свободных выборов, Международный институт новейших государств, Центр прикладных исследований и программ, Центр социальных и политических исследований «Аспект», региональная общественная организация «За демократию и права народов», на основе методики дистанционного наблюдения за выборами, успешно апробированной в ходе наблюдения за выборами президента США 6 ноября 2012 г. и выборов депутатов Бундестага ФРГ 22 сентября 2013 г. <p >Проведение дистанционного мониторинга обусловлено, в первую очередь, отсутствием приглашения от официальных органов Украины направить наблюдателей на выборы как официальным лицам Российской Федерации, представителям Содружества Независимых Государств, так и российским неправительственным организациям, а также введенными украинскими властями ограничениями по въезду на территорию Украины граждан Российской Федерации. <p >Дистанционный мониторинг выборов президента Украины был проведен в формате миссии по оценке электоральных процедур, который не подразумевает широкомасштабный анализ всех избирательных действий, и направлен на определение степени соответствия подготовки и проведения выборов президента Украины 25 мая 2014 года общепризнанным демократическим стандартам и международным обязательствам Украины. В условиях внутреннего вооруженного конфликта (в терминах Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г. и Протокола № 2 к ней 1977 г.)  и незавершения конституционных процедур отстранения действующего президента от власти, организовать проведение выборов нового президента в  соответствии с действующими общепризнанными принципами и нормами невозможно, если прямо не игнорировать международные требования и обязательства государств в рамках гуманитарной сферы.       <p >Реализация избирательных процедур оценивалась экспертами на предмет соответствия международным принципам организации демократических выборов, закрепленных в ряде международных актов, к которым присоединилась Украина, а именно: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование, прямое избирательное право, свободные выборы, открытые и гласные выборы, периодические выборы, справедливые выборы. <p >По результатам мониторинга выборов президента Украины 25 мая 2014 года отмечено следующее: <p >Принцип всеобщего избирательного праване может быть признан соблюденным при проведении выборов президента Украины ввиду того, что существенная часть избирателей была лишена возможности реализовать свое активное избирательное право, избиратели ряда регионов не имели возможности не только проверить свои данные в списках избирателей, проконтролировать их и исправить неточности, но и непосредственно принять участие в важной демократической процедуре – управлении делами государством посредством свободных выборов. <p >В результате политического кризиса, парализовавшего органы власти в Украине,  и принятого украинскими временными властями решения о применении Вооруженных сил, Национальной гвардии и ряда незаконных вооруженных формирований против населения отдельных юго-восточных регионов (в первую очередь, Донецкой и Луганской областей) избиратели, проживающие на указанных территориях не имеют возможности реализовать свое активное избирательное право. Число избирателей, проживающих в регионах, где выборы президента по указанным причинам фактически не проводятся, составляет более 14 % от общего числа избирателей в Украине. Администрации предприятий и учреждений, в которых должны быть расположены участковые избирательные комиссии, заявляют, что к ним никто не обращался по вопросам предоставления необходимых помещений и размещения оборудования. <p >Впервые предоставленное избирателям право проверить свои данные, содержащиеся в регистре избирателей, в интерактивном режиме способствует повышению качества списков избирателей и сокращению числа неточностей в них. При этом ЦИК Украины закрыла доступ к базе данных государственного регистра избирателей для 38 органов реестра, расположенных в Донецкой и Луганской областях, в связи с чем списки избирателей не были напечатаны и переданы в более чем 1,5 тыс. участковых избирательных комиссий этих областей, избиратели были лишены возможности проверить сведения о себе в списках избирателей и при необходимости внести уточнения в них. В ряде случаев, в частности, в Бериславском, Турийском, Ужгородском районах, в связи с неисполнением членами УИК своих обязанностей избирателям не была обеспечена возможность ознакомиться со списком избирателей, чем нарушено гарантированное законом право. При этом, согласно украинскому законодательству, граждане, заблаговременно не проверившие свои данные в списках избирателей и не внесенных в них по каким-либо причинам, не могут быть внесены непосредственно в день голосования, т.е. фактически лишаются возможности реализовать свое активное избирательное право. <p >Для граждан Украины, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, созданы условия для голосования посредством подачи заявления об  изменении места голосования без документального подтверждения необходимости такого изменения. Региональные и местные власти не препятствовали реализации желающими своих избирательных прав. По состоянию на 12 мая 2014 г. 1 250 граждан, проживающих на территории указанных регионов, обратились с такими заявлениями. При этом остается неизвестно число лиц, которые воспользовались введенной лазейкой в законодательстве Украины и в своих корыстных интересах злоупотребили этим правом.  <p >Принцип равного избирательного права не может быть признан соблюденным, поскольку государством не созданы равные возможности кандидатам для проведения их избирательных кампаний, кандидаты подвергались незаконному воздействию, представители национальных меньшинств лишены возможности получить избирательный бюллетень и агитацию на родном языке. <p >Целый ряд кандидатов на должность президента Украины неоднократно подвергались нападениям, физическому насилию и сталкивались с серьезными препятствиями при организации и проведении предвыборных агитационных мероприятий. Наблюдались случаи похищения представителей региональных избирательных штабов кандидатов и давление на них с целью изменения политических взглядов. <p >В разных регионах наблюдается умышленное повреждение агитационных материалов кандидатов, нападение на агитационные палатки кандидатов, а также уничтожение агитационных материалов. <p >Законодательные положения не ограничивают размеры расходов кандидатов, размеры средств, которые может предоставить выдвинутому ей кандидату политическая партия, что не обеспечивает реализацию принципа равного избирательного права в части установления разумных ограничений по финансированию избирательных кампаний. Положения закона также не обеспечивают транспарентность финансирования избирательных кампаний кандидатов, обязывая кандидатов представлять единственный финансовый отчет только после дня голосования (не позднее чем через 15 дней). Это лишает граждан возможности ознакомиться с источниками финансирования избирательных кампаний кандидатов и учитывать это при голосовании. <p >Деятельность средств массовой информации по освещению избирательных кампаний кандидатов также не отвечает принципам объективности. Так, по данным мониторинга, в том числе проведенного миссией БДИПЧ ОБСЕ, большинство эфирных СМИ освещают избирательные кампании ограниченного числа кандидатов. <p >Закон о выборах не предусматривает гарантии национальным меньшинствам по получению информации на родном языке, голосованию посредством получения бюллетеня на родном или на двух языках, что создает определенные трудности в реализации избирательных прав представителями национальных меньшинств. <p >Принцип прямого избирательного права можно считать максимально реализованным из всех исследованных принципов проведения выборов, поскольку избирателям предоставлена возможность проголосовать непосредственно за кандидата, в пользу которого сделан выбор. Вместе с тем при слабой организационной составляющей избирательного процесса, фактическом параличе правоохранительных органов, при значительных нарушений действующего законодательства и отсутствии непредвзятого наблюдения остается вопрос, действительно ли ЦИК Украины оглашает итоги голосования избирателей или доводит до сведения общественности заранее подготовленные данные? <p >Принцип тайного голосования также соблюден не в полном объеме, поскольку использование прозрачных ящиков для голосования без надлежащего разъяснения избирателям необходимости складывать избирательный бюллетень создает возможность увидеть заполненные избирательные бюллетени и контролировать волеизъявление избирателей. Информация о голосовании группами, давлении со стороны администраций и работодателей также ставят под сомнение реализацию этого принципа на выборах в Украине 25 мая 2014 года. <p >Принцип свободных выборов не может быть признан соблюденным. <p >Целый ряд кандидатов, активных участников их избирательных кампаний и их сторонников, неоднократно подвергались угрозам, насилию, нападению и прочим незаконным действиям. В ряде случаев незаконные вооруженные формирования вмешивались в ход избирательной кампании на стороне определенных участников кампании, что не способствовало свободному проведению мероприятий в установленном законом порядке. Кроме того, общее положение в сфере безопасности в ряде регионов не способствовало свободному волеизъявлению избирателей. <p >В соответствии с законом кандидаты вправе получить электронную копию регистра избирателей, содержащего персональные данные избирателей. Предоставление таких копий не менее чем семи кандидатам по их запросам в условиях сложившейся ситуации может способствовать понижению уровня безопасности избирателей, незаконному воздействию на них со стороны кандидатов, политических и иных сил, что не соответствует принципу свободных выборов. <p >В ходе избирательной кампании неоднократно представителями радикальных организаций, а также временными властями страны, в частности назначенным Верховной Радой исполняющим обязанности президента А. Турчиновым, высказывались идеи о запрете ряда зарегистрированных политических партий, в том числе Коммунистической партии Украины, Партии регионов, судом первой инстанции было принято решение о запрете партии «Русский блок» и других, не согласных с политикой временных властей. Такие действия направлены на ограничение свободы выражения мнения и политической конкуренции. <p >Принцип открытых и гласных выборовтакже не в полной мере реализован при проведении выборов президента Украины. <p >Этот принцип не может быть признанным реализованным при проведении военных действий на территории избирательного округа, легализации бандформирований, захвата и удержания в нечеловеческих условиях аккредитованных журналистов. <p >ЦИК Украины зарегистрировал около 3 тыс. международных и иностранных наблюдателей, представляющих 19 государств и 19 международных организаций. Самая масштабная миссия наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ представлена  100 долгосрочными и 900 краткосрочными наблюдателями. При этом официальное приглашение направить наблюдателей не было направлено Содружеству Независимых Государств, представителям ЦИК России. ЦИК Украины впервые не зарегистрировала ни одного представителя России и других государств СНГ, что в сложившихся условиях не способствует объективной оценке выборов в Украине. <p >В ряде окружных избирательных комиссий фиксировались факты препятствия представителям средств массовой информации в осуществлении их деятельности по освещению выборов. <p >Принцип периодических выборов не может быть признан соблюденным, поскольку полномочия действующего президента Украины В.Ф. Януковича, избранного в феврале 2010 г. на 5-летний срок полномочий, в установленном Конституцией порядке досрочно не прекращены. Назначение досрочных выборов при таких обстоятельствах является прямым нарушением положений Копенгагенского документа 1990 г., согласно которому государства-участники ОБСЕ обеспечивают, чтобы кандидаты, получившие необходимое число голосов, надлежащим образом вступали в должность и могли оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется законом в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами (пункт 7.9). <p >Принцип справедливых выборов также не может быть признан соблюденным в полном объеме. <p >Несмотря на широкий выбор средств массовой информации, недостаток независимости СМИ от политических или корпоративных интересов и растущее сосредоточение СМИ в собственности оказывают влияние на плюрализм и усиливают политическую составляющую в деятельности СМИ. При этом ряд каналов в силу заключенных договоров не контролирует содержание выходящих в их эфирах телепрограмм, что не позволяет им надлежащим образом обеспечить действие законодательства. <p >Кандидатам была предоставлена возможность выступить только два раза по 15 минут на «Первом национальном канале» и Первом канале Украинского радио. <p >Четыре кандидата приобрели 94 процента всей платной рекламы на телеканалах, при этом только Петр Порошенко приобрел 48 процентов. <p >В ходе избирательной кампании в нарушение ранее заключенных соглашений был введен запрет на вещание целого ряда российских телеканалов, которые представляли избирателям альтернативный взгляд на политические события в стране, не совпадающий с официальной точкой зрения украинских временных властей, что является признаком цензуры СМИ. Указанный запрет не был снят, несмотря на обращения представителей международных организаций. <p >Кроме того, свободная деятельность представителей СМИ не обеспечивается государством в полном объеме. Так, в ходе кампании наблюдались случаи давления, запугивания, похищения журналистов, в абсолютном большинстве случаев представляющих альтернативную официальной точку зрения на политических события в Украине. <p >При проведении предвыборной агитации в СМИ наблюдались случаи нарушения закона, в том числе использования государственной символики в агитационных материалах, отсутствие информации о том, что транслируемые видеоролики являются политической рекламой. Аналогичным образом в печатных средствах массовой информации распространялись материалы без указания, что они являются предвыборной агитацией. <p >В ходе избирательной кампании наблюдалось распространение агитационных печатных материалов без выходных данных, размещение агитационных материалов на объектах, где их размещение запрещено законом, распространение незаконных и подложных агитационных материалов. Такие случаи фиксировались во всех областях Украины и совершались в пользу многих кандидатов. <p >Агитационные материалы кандидатов были обнаружены в помещениях избирательных комиссий, органов местного самоуправления, государственных предприятий. Наблюдались факты проведения предвыборной агитации лицами, замещающими государственные должности. <p >На заключительном этапе избирательной кампании в средствах массовой информации стали появляться аналитические материалы о том, что избрание президента впервые в истории Украины возможно в один тур, что позволит сэкономить бюджетные средства и повысить авторитет главы государства. При этом такие материалы сопровождались комментариями либо результатами социологических исследований о том, что таким кандидатом может стать только П. Порошенко. По мнению экспертов, такие материалы с учетом социально-экономической и политической ситуации в стране являются косвенной агитацией за указанного кандидата. В ходе избирательной кампании неоднократно наблюдались случаи распространения результатов социологических исследований без указания сведений, необходимых в соответствии с законом. <p >При формировании окружных и участковых избирательных комиссий наблюдалась нехватка кандидатур для назначения в составы этих комиссий. Это стало причиной внесения в последний день формирования УИКов изменений в законодательство, сокращающих минимально допустимое число членов УИК. По результатам формирования избирательных комиссий значительная часть их членов оказались жителями других регионов, что затрудняет эффективную работу комиссий. Многие члены ОИК отказались от работы в них после назначения и были заменены (в целом было произведено около 1,5 тыс. замен членов ОИК), что также затруднило работу комиссий. Целый ряд окружных избирательных комиссий не смогли провести первые заседания в установленный законом срок ввиду отсутствия кворума, целый ряд ОИК получили финансовые ресурсы со значительным опозданием и в меньшем объеме, что затруднило их деятельность по обеспечению реализации избирательных прав граждан. <p >В нарушение действующего законодательства о статусе судей, в том числе уполномоченных рассматривать дела о защите избирательных прав граждан, парламентом были приняты решения о досрочном освобождении от должностей целого ряда судей, председателей судов и их заместителей, в том числе Конституционного Суда, Высшего административного суда и иных административных судов. Такие решения не способствовали эффективному рассмотрению жалоб о нарушениях избирательных прав и принятию решений независимым от иных органов власти судом в соответствии с законом. <p >Фактически агитационные мероприятия кандидатов не проводятся в Донецкой, Луганской и других областях Юго-Восточной части страны. Таким образом, жители этих регионов, желающие принять участие в выборах, не имеют достаточной информации для свободного формирования воли избирателей. При этом впервые за всю историю независимой Украины юго-восточные регионы не представлены ни одним кандидатов, имеющим, по данным социологических исследований, реальные шансы на победу. <p >В ходе дня тишины в ряде регионов наблюдались агитационные действия в поддержку некоторых кандидатов, в том числе распространение писем избирателям от кандидата Ю. Тимошенко в Черниговской области, размещенные агитационные материалы П. Порошенко в Днепропетровской области и др. <p >В ходе всей кампании экспертами отмечались случаи подкупа избирателей, в том числе посредством распространения материальных ценностей с агитационными материалами, например, футболок, ручек, блокнотов, флагов, пасхальных куличей и т.п., проводился конкурс репостов с денежным вознаграждением. Указанные действия запрещены украинским законодательством. <p >В ходе период со дня назначения выборов неоднократно вносились существенные изменения в избирательное законодательство: в феврале изменены сроки избирательного процесса, сделавшие возможным проведение выборов 25 мая 2014 г., в марте приняты изменения, названные украинскими экспертами и международными наблюдателями от ОБСЕ «существенными изменениями в рамках проведения избирательной реформы», в апреле внесены изменения, допускающие проведение местных выборов одновременно с президентскими и изменяющие порядок их проведения, изменены некоторые вопросы безопасности выборов, 6 мая, в последний день установленного законом срока формирования участковых избирательных комиссий, изменено минимальное число членов УИК. При этом мартовские изменения, как отмечено в промежуточном отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ, были приняты «в очень сжатые сроки в соответствии со специальными положениями о принятии неотложного законодательства… и с минимальным общественным обсуждением». <p >Внесение таких существенных изменений в законодательство в ходе избирательной кампании ставит в неравное положение участников выборов, не отвечает общепризнанному принципу неизменности правовой базы назначенных выборов и прямо противоречит рекомендации Венецианской комиссии о том, что следует запретить пересматривать основополагающие элементы закона о выборах, в частности, регулирующих состав избирательных комиссий, менее чем за год до проведения выборов (пункт II.2b Свода рекомендуемых норм при проведении выборов: руководящие принципы и пояснительный доклад, принятого Венецианской комиссией в 2002 г.). <p >Таким образом, выборы президента Украины 25 мая 2014 г., при проведении которых были предприняты попытки обеспечить волеизъявление избирателей и соблюдение отдельных демократических процедур, не могут быть признаны полностью соответствующими международным обязательствам Украины в сфере демократических выборов и международным избирательным стандартам. При организации и проведении выборов не были соблюдены условия, являющиеся необходимыми для признания таких выборов демократическими и обеспечивающими подлинное выражение воли народа. Не соблюдены или соблюдены далеко не в полной мере международные принципы организации и проведения демократических выборов -  всеобщее избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование, прямое избирательное право, свободные выборы, открытые и гласные выборы, периодические выборы, справедливые выборы. <p >В значительной мере прошедшие выборы не соответствуют ключевым международным обязательствам, установленных в рамках ОБСЕ, Совета Европы, СНГ. <p >Властям Украины необходимо пройти значительный путь для преодоления политического кризиса, налаживания диалога внутри общества и возврата на демократический путь организации национальных электоральных процедур.