Промежуточный отчет о результатах дистанционного мониторинга выборов Президента США 6 ноября 2012 года
Российские профильные НПО - Российский общественный институт избирательного права, Ассоциация некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль», Российский фонд свободных выборов, Международный институт новейших государств, Центр прикладных исследований и программ, Центр социальных и политических исследований «Аспект», региональная общественная организация «За демократию и права народов», при поддержке ЦИК России, впервые в современной истории провели комплексный дистанционный мониторинг хода избирательной кампании по выборам Президента США 6 ноября 2012 года.
Необходимость проведения такого мониторинга назревала с 2002 года, когда первая ограниченная миссия БДИПЧ ОБСЕ выявила системные и массовые нарушениями избирательных прав и свобод в США. После этого каждые два года небольшая группа экспертов БДИПЧ, присутствующая на общенациональных выборах в США, указывала на вопиющие проблемы американских выборов, связанные с попранием избирательных прав и свобод, и давала рекомендации, которые упорно игнорировались властями США.
Решение о проведении дистанционного мониторинга было обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, уровень развития современных информационно-коммуникационных средств позволяет оптимизировать мониторинговые процессы, проводя их дистанционно. А во-вторых, власти ряда штатов США, несмотря на имеющиеся международные обязательства допускать международных наблюдателей к мониторингу выборов, под страхом уголовного преследования запретили приближаться иностранцам, даже аккредитованным наблюдателям БДИПЧ ОБСЕ, к избирательным участкам.
Основная задача проводимого дистанционного мониторинга – установить как власти США при отсутствии полномасштабной миссии БДИПЧ ОБСЕ выполняют свои международные обязательства по организации и проведению демократических выборов с целью дальнейшего поступательного развития международного института поддержки и поощрения избирательных прав и свобод.
Ввиду отсутствия методики ОБСЕ по оценке выполнения международных обязательств государств в гуманитарной сфере (БДИПЧ ОБСЕ имеет только инструкцию по логистике процесса мониторинга, которую они называют «золотым стандартом наблюдения») оценка соответствия выборов президента США международным обязательствам и демократическим стандартам осуществлялась в соответствии с методологией, изложенной в рекомендациях МПА СНГПроцесс трансформации и имплементации международных принципов и норм организации демократических выборов практически не затронул законодательство США. В рамках сложившейся парадигмы формирования избирательной системы США и ее соотношения с международным правом в законодательстве США мы находим только отдельные нормы, соответствующие конкретным международным принципам проведения демократических выборов. Но и они не гарантируют исполнения международных обязательств США в полном объеме. Кроме того, они нашли свое отражение далеко не в каждом штате.
Власти США, тратя огромные силы и средства по наведению демократического порядка в мире, в том числе и силой оружия, пытаются выдать желаемое за действительное, навязывая независимым государствам абсолютизированные модели политических и избирательных систем. В самих США не обеспечивается даже минимальный набор провозглашенных демократических ценностей, установленных в целом ряде международных организаций.
Принцип всеобщего избирательного права не нашел подлинной реализации при проведении выборов президента США 6 ноября 2012 года. Около четверти граждан США, имеющих право голоса, не включены в списки избирателей. Наличие ценза оседлости для избирателей целого ряда штатов с учетом «мобильности» американцев не дает возможности проголосовать существенной группе избирателей. Фактическое отсутствие избирательного права у лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы и имеющих погашенную судимость, а также граждан проживающих за рубежом добавляют к корпусу неголосующих еще порядка 10 млн. американцев. Многочисленные злоупотребления на уровне штатов при составлении списков избирателей, отсутствие единого документа, удостоверяющего личность избирателя в совокупности с требованием ряда штатов о голосовании по документу с фотографией, а также лишение пассивного избирательного права натурализованных граждан США не позволяют говорить об исполнении обязательств по проведению всеобщих выборов.
Принцип равного избирательного права остался не реализованнным в связи с разным «весом» голоса избирателя в зависимости от штата, неравным доступом кандидатов к средствам массовой информации, недопуском альтернативных кандидатов к теледебатам, отсутствием предельного размера расходов избирательного фонда, непредставлением надлежащих гарантий лицам, не владеющим английским языком. Использование преимуществ должностного положения действующим президентом, а также иными государственными должностными лицами не позволяют говорить о реализации принципа равенства в текущей избирательной кампании.
Принцип тайного голосования реализован не в полном объеме, поскольку он не обеспечен при голосовании по факсу и электронной почте, голосовании в воинских частях, проведении праймериз основных партий, использовании «условного» бюллетеня.
Выполнение принципа открытых и гласных выборов также стоит под большим вопросом ввиду отсутствия федеральных гарантий участия наблюдателей (как внутренних, так и международных), противоречивым регулированием их участия на уровне штатов, существенном ограничении прав международных наблюдателей в большинстве штатов США.
Принцип свободных выборов реализован не в полном объеме в связи с многочисленными попытками влияния на свободное волеизъявление избирателей, в т.ч. со стороны работодателей, угрожающих увольнением в случае победы одного из кандидатов.
Принцип подлинных и справедливых выборов нашел слабое отражение на текущих выборах ввиду использования кандидатами и их сторонниками административного ресурса, отсутствия единого избирательного органа и, как следствие, отсутствия единообразия форм и процедур реализации избирательных прав, сложностью процедур их защиты, а также в связи с формированием избирательных органов без представительства всех или большинства участников выборов, допускаемым в 19 штатах голосованием без предъявления какого-либо документа, возможностью «доверительного голосования», наличием в большинстве штатов досрочного голосования без объяснения причин, наличием препятствий, не допускающих представителей «малых партий» и независимых кандидатов к участию в выборах или к реальной конкуренции на них, что ограничивает альтернативность выборов и плюрализм избирательной кампании.
В соответствии с указанной методологией оценки соответствия выборов международным демократическим принципам и обязательствам государства предварительная оценка текущей избирательной кампании выглядит следующим образом:
Принцип проведения выборов | Степень соблюдение принципа (по трехбалльной шкале) | ||
Хорошо | Удовл. | Неудовл. | |
Всеобщее избирательное право | + | ||
Равное избирательное право | + | ||
Тайное голосование | + | ||
Прямое избирательное право | Обязательствами США не предусмотрено | ||
Свободные выборы | + | ||
Открытые и гласные | + | ||
Подлинные и справедливые выборы | + | ||
Периодические выборы | + |
То есть процедуры выборов президента США 6 ноября 2012 года (до дня голосования) не соответствуют международным принципам организации электорального процесса. Принципы всеобщего, равного избирательного права, подлинности и справедливости выборов, открытости и гласности выборов обеспечиваются властями США не удовлетворительно.
Приведенные в отчете факты составляют лишь небольшую часть масштабных нарушений и являются наглядным свидетельством, того, что избирательная система и избирательное законодательство Соединенных Штатов Америки далеки от совершенства. Они противоречивы, архаичны, и, более того, не отвечают демократическим принципам, которые США провозгласили основополагающими в своей внешней и внутренней политике.
Итоговый отчет будет обнародован по завершению всех избирательных процедур на выборах президента США 6 ноября 2012 года.