Электоральный суверенитет
Представленная на взыскательный суд читателя работа, казалось бы, сухо названная «Электоральный суверенитет», на деле является своевременным и аргументированным трактатом-размышлением пытливого и серьезного исследователя. В ней рассматривается дилемма соотношения национального и международного начал в построении модели выборов и связанных с ними процедур. Смежными темами являются международное наблюдение и справедливое разрешение проблем и противоречий в этой области, проявляющихся на международной арене в явных и скрытых схватках за новый (в дополнение к правам и свободам человека) «бастион» – электоральный суверенитет государства.
Автор, вовлеченный в реальный и бурный процесс осмысления и практической работы как на национальном, так и на международном электоральном поле, впервые в таком объеме исследует проблематику электорального суверенитета и его практического воплощения. Живое течение процесса демократического транзита и вращение карусели «бархатных революций», попытки со стороны отдельных субъектов международного права под флагом сохранения якобы существующего «золотого стандарта» демократии применять «двойные стандарты» и поднимать «электоральные бунты» в качестве средств укрощения некоторых строптивых, по их мнению, государств новой демократической волны, дают автору бесценный материал для анализа, размышлений, оценок, выводов и предложений.
Следует всемерно поддержать автора в его стремлении привлечь внимание к тому, что посягательство на электоральный суверенитет, в основе которого лежит вся принадлежащая народу полнота государственной власти, особо зримо проявляющаяся в ходе выборов, сродни покушению на национальный суверенитет. Ослабление электорального суверенитета с неизбежностью приводит к ущемлению, пренебрежению и подавлению национального суверенитета, права народа самостоятельно распоряжаться своей судьбой и выбором путей развития.
Россия как федеративное многонациональное правовое государство демократически развивает свою избирательную систему, обеспечивая и защищая избирательные права и свободы всех своих граждан и участников выборов. В то же время наша страна предельно открыта для международного наблюдения за национальными, региональными и муниципальными выборами, и на этой основе достойно участвует в развитии общепризнанных принципов и норм международного права. Укрепляя свою избирательную систему, реализуя присущий ей демократический потенциал, повышая степень доверия избирателей к результатам выборов, развивая техническую и технологическую оснащенность избирательного процесса как неотъемлемого условия XXI века, Российская Федерация тем самым усиливает свой национальный электоральный суверенитет, занимая достойное место в ряду демократических государств. Россия является активным участником ключевых международных организаций, идет ли речь об ООН, ОБСЕ, Совете Европы, Содружестве Независимых Государств, Шанхайской Организации Сотрудничества или о специализированных международных организациях, внося свой важный и достойный вклад в становление и развитие системы международных электоральных стандартов. Автор верно отмечает генеральный курс Российского государства в этой области как один из компонентов устойчивого национального и в то же время динамичного международного развития при сохранении национальной самобытности каждого государства.
В книге использован обширный и ценный материал из практики работы ряда международных организаций по проведению международного наблюдения за выборами, критически разрабатываются и предельно конструктивно предлагаются пути по гармонизации национального и международного компонентов развития избирательного процесса, недопущению однобокого, искривленного, искаженного, предвзятого взгляда на становление электорального суверенитета молодых государств. В этом отношении одним из направлений может стать авторский взгляд на развитие международных избирательных стандартов. Автор предпочитает при этом использовать несколько иное словосочетание – «международные электоральные стандарты», которые могли бы быть настолько конкретными и объемлющими, не допускающими множественного понимания и применения при их реализации, что низвели бы на нет попытки некоторых влиятельных международных политических групп использовать международное право, являющееся по своей природе правом международного общения, общежития, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, в качестве инструмента неправомерного давления на государства, вмешательства в их внутренние электоральные дела.
Конечно, каждая страна имеет ту избирательную систему, которая наиболее полно и эффективно отражает интересы всех избирателей и в то же время открыта для демократических новаций и сочетается с международными избирательными стандартами по проведению демократических выборов, нацеленными на содействие в деле обеспечения равных и справедливых условий для всех участников выборов. Идеальной, в том числе единой избирательной системы, как справедливо отмечает автор, не существует, и в этом смысле не может быть унифицированной или шаблонной избирательной системы для всех стран. Каждое государство имеет право на индивидуальную национальную избирательную систему, а в многообразии демократических национальных избирательных систем проявляется гармоничность современного международного сообщества, его демократическая природа. Демократическая буква и дух системы национальных выборов, фактическая реализация и защита избирательных прав и свобод всех участников выборов – это залог устойчивого международного развития. Таковыми являются современная российская избирательная система, соответственно, и вклад России в общемировую копилку демократического развития современной цивилизации.
Российская избирательная система не направлена против каких-то отдельных политических сил, она призвана обеспечить равные и справедливые условия для всех участников выборов, и в этом проявляется один из сущностных элементов ее демократизма. Использование избирательной системы в интересах только одной из политических сил, как показывает электоральная практика ряда стран - транзиторов, облаченных в одежды «бархатных» революций, – тупиковый путь национального развития, признак внутреннего саморазрушения национального электорального суверенитета.
Общедемократический электоральный суверенитет и демократические международные электоральные стандарты, их взаимосвязь и взаимозависимость – это один из новых цивилизационных вызовов современности. Попытка найти правильные ответы на эти вызовы – одна из отличительных черт предлагаемой читателю книги. Книги, которую обязательно нужно прочесть и вместе с автором сделать новый шаг по пути электорального развития новой, единой России, современного демократического международного сообщества наций и народов, каждый из которых имеет право на национальный и электоральный суверенитет, наиболее полно реализуемый в условиях взаимовыгодного международного сотрудничества.
В.И. Лысенко,
доктор юридических наук,
заслуженный юрист Российской Федерации
По вопросам приобретения обращаться по тел. +7 495 506 38 36 или enail: office@roiip.ru